$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инновации

Инновации в сфере услуг: тенденции и проблемы

06.05.2016

Президент Александр Лукашенко в ежегодном послании к белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля заявил, что поручает правительству до 1 июля 2016 г. обеспечить подготовку государственной программы инновационного развития, в которой необходимо определить все ключевые подходы, приоритетные направления, первоочередные меры и инструменты для формирования экономики знаний. Одним из направлений инновационного развития в современной экономике является сфера услуг. В каком состоянии она находится в нашей стране и что нужно сделать для роста ее эффективности, рассказала кандидат экономических наук, заведующая отделом экономики сферы услуг Института экономики НАН Беларуси Ольга БУЛКО.

Одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности сферы услуг в Беларуси является инновационное развитие. Правовые условия для него изложены в Законе от 10.07.2012 № 425-3 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». Однако в нем в основном рассматривается использование инноваций в производстве товаров, и явно недостаточно внимания уделяется сфере услуг. Это характерно и для Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 26.05.2011 № 669.

Исключение составляли информационно-коммуникационные технологии, реализация транзитного потенциала путем создания логистических центров, электронная торговля. Почему-то инновации у нас до сих пор в основном ассоциируются исключительно с технологическими новшествами в обрабатывающей промышленности. Но рост сектора услуг во многих странах заставил их классифицировать и статистически оценивать. В соответствии с последней версией стандартной отраслевой классификации NACE, на которую перешла с 2016 г. Беларусь, в сектор услуг вошло 13 разделов. Они включают оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, перевозку и хранение, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность в области информации и связи, финансовую и страховую деятельность, операции с недвижимым имуществом и другие.

В последние годы практически во всех странах ЕС существенно увеличилось и количество исследований в области инноваций в сфере услуг (сервисных инноваций). При этом возник феномен «обрастания услугами». Это явление связано со стремлением промышленных предприятий оказывать услуги, сопровождающие их основную деятельность либо выпускаемую продукцию. Например, это может быть внедрение компьютерных (информационных) технологий в систему бронирования отелей, авиабилетов, разработку новых систем транспортного обслуживания и др.

Особенно актуальны сейчас в сфере услуг не только технологические (продуктовые, процессные) инновации, но и организационные, управленческие, маркетинговые. Применительно к отдельным видам услуг тип инноваций будет зависеть от технического оснащения, от характера взаимодействия производителя и потребителя и других факторов.

Оценка использования инноваций в производстве товаров и в секторе услуг основана на индикаторах, разработанных в ЕС, обеспечивающих сопоставимость их эффективности. Для составления ежегодного Инновационного табло (European Innovation Scoreboard) используются регулярные статистические данные (Community Inn ovation Survey) и выборочные обследования (Innobarometer).Эти индикаторы разделены на 4 группы: человеческие ресурсы (5 индикаторов), генерация новых знаний, трансфер и использование знаний (по 4), финансирование инноваций, результаты инновационной деятельности (7 индикаторов).

В Беларуси публикуются отдельные показатели Табло инновационного Союза (IUS). Среди параметров, характеризующих экономический эффект использования инноваций, можно выделить долю экспорта наукоемких услуг в общем объеме экспорта услуг. Заметим, что у нас здесь нет четко выраженной тенденции. Так, в 2011 г. этот показатель составлял 30,5%, в 2012-м он уменьшился до 26, 4%, т.е. на 4.1 п.п., в 2013 г. эта доля снизилась до 25,7%, тогда как в 2014 г. выросла до 28,5%. Можно предположить, что в последние два года рост здесь в первую очередь был связан с падением объема экспорта услуг в целом.

Также инновационное развитие сферы услуг характеризуют затраты на технологические инновации организаций этой сферы по источникам финансирования. Анализ показал, что их основным источником на протяжении последнего десятилетия являются собственные средства предприятий, доля которых увеличилась с 57,5% в 2006 г. до 90% в 2014 г. В то же время доля кредитов снижалась по мере роста процентных ставок. Это не столь болезненно для крупных организаций, но их удельный вес в сфере услуг составляет всего 2,2%. А для малых организаций стоимость заемных ресурсов и требования к их обеспечению становятся непреодолимым барьером.

В Беларуси в 2014 г. было оказано услуг инновационного характера на 615,1 млрд. Br, что составило лишь 2,4% от всего объема услуг по основному виду деятельности. Объем оказанных услуг инновационного характера организациями сферы услуг в РБ представлен в таблице.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          %

 

2006

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Оказано услуг (по основному виду деятельности)

100

100

100

100

100

100

100

из них инновационного характера

19,5

0,6

2,1

2,5

5,9

5,1

2,4

в т.ч.: на внутренний рынок

14,3

0,5

1,9

2,2

3,7

1,5

1,4

за пределы РБ

5,2

0,1

0,2

0,2

2,2

3,6

1,0

из них в страны СНГ

3,4

0,001

0,001

-

0,3

0,5

0,5

из них в РФ

2,7

0,001

0,001

-

0,3

0,5

0,5

Как видно из нее, доля инновационных услуг в общем объеме невелика. При этом она резко снизилась в 2014 г. из-за кризиса в экономике. Если в предыдущие годы инновационные услуги преимущественно оказывались на внутреннем рынке, то в 2013 г. существенно возрос экспорт, а в 2014-м они снова вернулись «домой». Однако вряд ли такой сдвиг можно считать положительным: скорее это свидетельствует о том, что данные услуги являются новыми только для Беларуси.

Для более активного и эффективного развития инноваций в сфере услуг в нашей стране было бы целесообразно разработать новую государственную программу, направленную именно на развитие инноваций в сфере услуг, в т.ч. для увеличения экспорта наукоемких и высокотехнологичных услуг в 2016–2020 гг. При этом нужно ввести в законодательство понятие «инновационная услуга», а также предусмотреть меры государственной поддержки организациям, внедряющим новые услуги в производство.

В процессах обслуживания необходимо использовать более совершенные технологии и тщательно разработанные системы сервиса, отвечающие запросам потребителей, разработать и реализовать комплекс мер по трансформации структуры сферы услуг в направлении развития новых, наукоемких услуг, ориентированных преимущественно на потребности инновационного развития производства. Для них можно было бы предложить создание в рамках ЕАЭС общей системы мер государственной поддержки.