$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ИННОВАЦИИ «ПЕРЕСЧИТАЛИ»

23.11.2007

Реализацию Государственной программы инновационного развития РБ на 2007-2010 гг. правительство рассматривает пока только с точки зрения создания новых производств и модернизации действующих. О создании институциональных условий для формирования инновационной экономики речь еще не идет. Такой вывод можно сделать по итогам обсуждения хода выполнения этой программы на заседании президиума Совета Министров.

Объем производства инновационной продукции за 10 месяцев этого года достиг почти 15 трлн. Br, работа в 2007 г. велась по 660 проектам, на их реализацию затрачено порядка 2,4 трлн. Br, в эксплуатацию введено 59 объектов, создано 2 043 рабочих места. Об этом сообщил в ходе заседания председатель Госкомитета по науке и технологиям Владимир Матюшков. В декабре планируется завершить реализацию еще 109 проектов программы. При этом по 14 есть проблемы, тормозящие их реализацию, уточняет пресс-служба правительства. Наиболее яркие и значимые проекты, по оценке первого вице-премьера Владимира Семашко, это «завод в заводе» — создание производства горячекатанных бесшовных труб на БМЗ, стиральных машин на ЗАО «Атлант» и садово-виноградного трактора «МТЗ-921» на Сморгонском агрегатном заводе.

По информации Госкомитета по науке и технологиям, отстает от утвержденных планов реализация 100 проектов. Главная причина (ее удельный вес 25%) — отсутствие финансирования. Далее идут — проблемы при согласовании с иностранными инвесторами (15%), усложненность процедуры тендеров (14%), недостаточная проработка проектов и необходимость их доработки (11%). Как показывает анализ проектов, реализацию которых контролирует правительство, речь идет о госпредприятиях.

Напомним, что Государственная программа инновационного развития была принята в марте этого года (Указ Президента от 26.03.07 №136), а план реализации программы в апреле (постановление Совмина от 25.04.07 № 523).

Программа нацелена на создание в нашей стране условий для формирования инновационной экономики и предполагает предоставление преференций инновационно активным предприятиям, освобождение от НДС и таможенных платежей технологического оборудования, комплектующих и запчастей, ввозимых в страну в качестве вкладов в уставный фонд, развитие венчурного финансирования инновационных проектов, а также участие малого и среднего предпринимательства в государственных целевых программах и инновационных проектах.

Предполагается, что для создания инновационной экономики необходимо в 2,5-3 раза увеличить внутренние затраты на исследования и разработки (с 0,69% до 1,4% к ВВП), долю инновационно активных промышленных предприятий довести до 17% с 14%, имевшихся на момент создания программы, а инновационной продукции до 18,5% (с 15,2%). В результате степень износа активной части основных промышленно-производственных средств должна уменьшиться до 57,5 с 69,5% в 2005 г.

Программа обещает стимулировать инновационную деятельность и при этом «по мере развития рыночных отношений» переходить от административных к экономическим методам регулирования. В планах — создать благоприятную для инновационной деятельности среду. Для чего принять законы «Об инновационной деятельности», «О венчурной деятельности» и «О малом и среднем предпринимательстве».

В рамках развития малого и среднего инновационного предпринимательства правительство намерено укреплять частный сектор исследований и разработок, создавать информационные и лизинговые агентства, торговые предприятия по продаже подержанного оборудования и т. д. Намечается также разработать упрощенную систему ликвидации малых инновационных предприятий и сформировать правовые основы для использования бюджетных средств в схемах софинансирования с частным сектором инновационных проектов.

На стадии разработки программы признавалось, что малый бизнес имеет больше преимуществ перед крупной индустрией в плане инициативы, креативности, быстрой реакции на изменения рыночного спроса и гибкой перестройки оргструктур, изменения ассортимента продукции. В связи с этим предлагалось создать фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. По замыслу разработчиков, это должна быть государственная некоммерческая организация, которая будет оказывать финансовую, информационную и другую помощь малым инновационным предприятиям, создавать инфрастуктуру их поддержки.

Государственные эксперты констатируют, что уровень инновационной активности в стране еще довольно низкий (не превышает 20%), в то время как в 1990 г. он достигал 70%. Доля предприятий, приобретавших новые технологии, едва превышает 10%.

Как показал опрос предприятий, проведенный в ходе подготовки программы, инновационной активности в первую очередь мешает отсутствие средств (70%), высокая стоимость нововведений (55,2%), недостаточная господдержка (49,3%), длительность сроков окупаемости нововведений (42,4%), недостаток квалифицированного персонала.

В промышленно развитых странах 80-95% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в науке и технологиях, приводят пример эксперты. В странах ЕС 80% крупных предприятий и треть малых относятся к инновационно активным. В целом инновационную активность проявляет каждое второе предприятие ЕС. Именно на долю самих предприятий приходится большинство расходов на исследования и разработки (56% в ЕС, 63% в США и 74% в Японии). Развитые страны стремятся к уровню наукоемкости — 3% ВВП. По состоянию на 2003 г. в ЕС он был равен 1,93%, в США — 2,59%, Японии — 3,15%, а у лидеров инноваций Швеции и Финляндии — 4,3% и 3,5% соответственно. Государство там считает своей важнейшей задачей создать благоприятный институциональный климат. Хотя имеют место и госинвестиции, работают венчурные фонды, предоставляются налоговые льготы, возможность ускоренной амортизации.

Валентина ВЕШТОРТ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях