$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Инновации как спасение Теория и практика

28.11.2008

    В Беларуси все явственнее ощущается дыхание мирового финансового кризиса. В предпринимательской среде, где еще совсем недавно царило спокойствие, нарастает тревога за судьбу бизнеса.

    Где искать спасение? Как уберечь компанию от возможного банкротства? На чем можно заработать в случае падения потребительского спроса? Эти и другие вопросы стали главной темой обсуждения состоявшейся 21-22 ноября в Минске международной конференции «Топ-менеджмент: сила инноваций».

    «Кризис базируется на страхе», — заявил с трибуны форума известный западный эксперт по радикальным инновациям, консультант Билла Гейтса и автор бестселлера «Rethinking the Future» Рован Гибсон (Германия). По его словам, страх спровоцировал крах банковской системы и системы инвестиций. «Как только инвесторы начинают забирать деньги из компаний быстро и достаточно грубым образом, разумеется, это ведет к кризису. Если бы они оставили их на старом месте, ничего бы не было», — уверен Р.Гибсон. Из-за опасений инвесторов потерять свои капиталы объем последних в мире сократился на 40%. Одновременно страх парализует и психологию потребителя, который сокращает свои расходы.

    При этом, по мнению докладчика, паниковать не стоит. «Экономика не может развиваться лишь вверх по прямой, она представляет собой процесс взлетов и падений», — отметил Р.Гибсон. По его наблюдениям, например, в последние 30 лет в мире имели место несколько таких циклов. В частности, серьезный спад наблюдался в 1993-94 гг. Достаточно глобальным был кризис в 2002-2004 гг. После этого были 3 года экономического роста. «Сейчас у нас падение — кривая развития резко пошла вниз и это нормально для экономики, — считает экономист. — В своей первой книге, опубликованной в 1996 г., я сформулировал тезис, который звучит так: линейное сознание бесполезно в нелинейном мире».

   Между тем «кривая развития» пошатнула в последние месяцы национальные экономики многих государств. О том, что происходит в России, участникам конференции рассказал управляющий директор московского отделения Deutsche bank Михаил Селезнев. В частности, он остановился на положении сталелитейной промышленности, которая наряду с энергетикой входит в число базовых отраслей РФ. Так вот, до августа с.г. здесь наблюдался высокий экономический рост. «Первые признаки кризиса мы заметили в сентябре-октябре, когда спрос на стальную продукцию упал на 15-20% по сравнению с предыдущими месяцами», — сказал М.Селезнев. Причем, по его словам, для топ-менеджеров российских компаний это стало громом среди ясного неба. Они оказались совершенно не готовыми к новым условиям и продолжали покупать активы, например в США. «Новолипецкий металлургический комбинат купил актив в Соединенных Штатах за 3,5 млрд. USD — сумма, которой, может быть, достаточно, чтобы сейчас купить сам комбинат», — отметил представитель немецкого банка в России.

   Между тем потребление стали является индикатором положения дел в некоторых других отраслях, например, в строительстве, трубной промышленности, автомобилестроении. Эти сектора сейчас резко убавили свой «стальной аппетит». «Сталезаводы сократили производство на 50%, но даже то, что они производят, в основном идет на склад», — сообщил М.Селезнев.

    По его словам, «кризис неплатежей» охватил российскую экономику до такой степени, что, например, тот же «Газпром» не покупает трубы у «Северстали». Причем, по словам финансиста, это положение сложилось главным образом из-за политики топ-менеджеров, многие из которых откладывают покупку труб на завтра или послезавтра в ожидании, что продукция подешевеет. В результате образуется цепная реакция — остановка производства, сокращение персонала…

   Как следует из выступлений на конференции, в нашей стране кризис еще не приобрел столь острых форм, однако их приближение уже чувствуют, например, в группе компаний (ГК) «Алютех» (Минск). «Мы ощутили «на удаленных гарнизонах» какие-то провалы по продажам», — признал генеральный директор ГК Алексей Жуков. Впрочем, «Алютех», по его словам, имеет рецепт, которым намерен руководствоваться в случае ухудшения ситуации. Его суть — не паниковать. «Ищите потенциал внутри компании, а не бросайтесь сразу сокращать издержки, — посоветовал коллегам-предпринимателям А.Жуков. — Сделайте то, чего не доделали прежде. Выделите время для анализа того, что необходимо предпринять для продвижения товара на рынок, для того чтобы сохранить возможность продаж».

   Инновационные подходы в управлении, как не раз звучало на конференции, в которой, кстати, приняло участие около 150 директоров и менеджеров фирм, будут играть определяющую роль в период кризиса. Как отметил в своем выступлении директор бизнес-школы ИПМ (Институт приватизации и менеджмента) Павел Голенченко, нынешний кризис может пойти на пользу отечественному бизнесу, сделавшему ставку на инновации. «Кризис — это хорошая вещь, — считает он. — В том смысле, что это возможность для Беларуси изменить ситуацию в экономике к лучшему». Теоретически, по его словам, кризис является негативным фактором, ограничивающим экономический рост, однако в то же время он дает шанс тем же собственникам, менеджерам компаний пойти на изменения, способные улучшить их положение на рынке.

   Впрочем, на сегодняшний день готовность белорусского бизнеса к инновационным действиям оставляет желать лучшего. На сей счет консультационная компания «Ключевые решения», как рассказал участникам форума ее управляющий партнер Андрей Гусаковский, проводила специальное исследование. «В рамках данного исследования изучался разрыв, существующий в белорусских компаниях, между декларируемой руководителями ценностью инноваций и реальными их действиями, влияющими на формирование инновационной среды внутри компании», — пояснил выступающий. Анализ показал, что разрыв существенный и «реальный уровень инноватики в компаниях невысок».

   «Да, кризис открывает возможности для захвата рынков, создания новых продуктов, — отметил в ходе дискуссии, состоявшейся в рамках конференции, ректор Moscov Business School (Москва) Павел Данейко. — Но для тех компаний, кто выживет». По его мнению, компаниям важно отслеживать текущую ситуацию в экономике на национальном и мировом уровнях, оценивать перспективы, чтобы своевременно корректировать свои действия и не оказаться в рискованной зоне. «Выжившие, как ни странно, всегда оказываются инноваторами», — уточнил он.

   Последствия мирового кризиса для Беларуси, согласно прозвучавшим на конференции оценкам, во многом будут зависеть от устойчивости национальной валюты. Удастся ли стране, на которую могут обрушиться «волны неплатежей», решить проблему торгового баланса? В свою очередь, эта макроэкономическая проблема самым непосредственным образом связана с решением финансовых проблем для отдельных компаний. Перед ними стоит задача приспособления в новых условиях к потребителю, чтобы продать ему свой продукт. П.Данейко предложил каждому бизнесмену подумать над ответом на следующий вопрос: «Сможет ли ваша компания переформатировать своих клиентов, чтобы поднять долю тех, у кого точно будут деньги?» По его мнению, это один из определяющих факторов для выстраивания стратегии деятельности субъектов хозяйствования в эпоху кризиса.

   Именно потребитель занимает важнейшее место в теории «голубого океана», которую изложил на конференции еще один докладчик с мировым именем — руководитель кафедры стратегического менеджмента INSEAD (Франция) профессор Чан Ким. Краеугольным камнем стратегии «голубого океана» является инновация ценности — «синхронного поиска разнообразия производства и снижения себестоимости». По мнению бизнес-гуру, «из-за того, что ценность для покупателей определяется практичностью продукта минус его цена, а ценность для компании высчитывается путем вычитания себестоимости предложения из его цены, инновации ценности достигаются только при правильном соотношении практичности, цены и себестоимости».

    Исследования профессора показали, что для увеличения своей доли на рынке компании в стремлении сохранить и расширить круг своих клиентов начинают дробить их, чтобы приспособиться к специфическим требованиям покупателей. Но при этом они рискуют создать слишком маленький целевой рынок. «Для максимального охвата «голубых океанов» компаниям необходимо двигаться в противоположном направлении, — уверен Чан Ким. — Вместо того чтобы концентрироваться на заинтересованных клиентах, они должны обратить внимание на незаинтересованных. Это позволит компаниям выйти за рамки существующего спроса и достичь нового, ранее не существовавшего массового покупателя».

Михал СТЕЛЬМАК