$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Инновации и бенчмаркинг увеличат экспорт

03.06.2008

Ввести статус экспортера и сделать честным механизм возврата НДС предложили участники круглого стола «Организация продвижения белорусской промышленной продукции на территории Российской Федерации: опыт, проблемы и перспективы», организованного ОО «Гильдия маркетологов» и ВК «Экспофорум».

В I квартале отрицательное сальдо в торговле с Россией выросло более чем в 2 раза: с 1339,8 млн. USD в январе-марте 2007 г. до 3139,3 млн. Можно ли (а главное — как?) ликвидировать этот дисбаланс?

— Можно, — считает председатель правления БСПН им. М. С.  Кунявского Георгий БАДЕЙ.

Рецепт заключается в том, чтобы диверсифицировать главные позиции экспорта, переместив акцент с нефтепродуктов, автомобилей и тракторов на продажи технологий и проектов готовых производств. Главное конкурентное преимущество страны не нефть и металл, а интеллект, квалифицированные кадры.

Плавную смену акцентов обеспечит стимулирование роста экспорта малых и средних предприятий, способных более эффективно конвертировать интеллект нации в валюту. Для этого Совет Министров запускает механизм поддержки экспорта малого бизнеса. В апреле, по информации Г.Бадея, правительство дало поручение Минэкономики разработать предложения по развитию стратегии экспорта малого бизнеса. Свои рекомендации готовят и предпринимательские структуры.

Одной из причин нынешних более чем скромных экспортных успехов малого и среднего бизнеса является то, что предприниматели охотнее занимаются торговлей и общепитом, чем производством. По данным Г.Бадея, в 2006 г. из 31 тыс. малых предприятий лишь 24% работали в сфере производства. За год мало что изменилось.

Государству предстоит создать более привлекательные условия для переориентации капиталов из магазинно-шашлычной ниши в производственную. В частности, обеспечить равный доступ к металлу. Производитель мебельной фурнитуры из Жодино (поставляющий ее и на экспорт) не смог купить вторичный алюминий, распределяемый исключительно по фондам Минпрома. Не менее драматично обстоят дела и с покупкой стройматериалов и древесины. Госпредприятия находят ряд уловок, чтобы закупать древесину по таксовой стоимости, а малый бизнес — исключительно через биржу. В результате конкурентоспособность продукции МБ резко падает.

Изменить ситуацию, по мнению экспертов «круглого стола», должна реализация Концепции развития контрактации. Крупные промышленные предприятия и гигантские международные корпорации давно готовы заключать с малым бизнесом контракты на размещение заказов по производству комплектующих узлов и деталей (см. «ЭГ» № 30 за 18.04.2008 г.).

А пока поставки готовой продукции, узлов и деталей в Россию рядом малых предприятий падают. Одной из причин стал непривлекательный механизм реализации российско-белорусского соглашения об оплате НДС по стране назначения. В результате часть российских партнеров стала отказываться от сотрудничества с белорусами. На это жаловался гомельский «Ратон», руководители других предприятий. Например, компания из Могилева «Технолит» после введения НДС по стране назначения потеряла более 80 из 120 российских покупателей, была вынуждена переориентироваться на другие рынки.

За оставшихся недобросовестных налогоплательщиков из России вынуждены рассчитываться белорусские поставщики. Чтобы не прогореть, некоторые из них, учитывая «забывчивость» российских партнеров, стали включать НДС в цену поставляемой продукции. Платят белорусы за россиян и штрафы — при неправильном оформлении покупателями подтверждения уплаты НДС.

Для развития экспортоориентированного промышленного предпринимательства необходимо введение на государственном уровне соответствующей системы мотиваций и стимулов, — подчеркивали в своих выступлениях участники «круглого стола». Они предложили предприятиям, продающим на экспорт до 70% продукции, присваивать (по аналогии со статусом экспортера — резидента СЭЗ) статус предприятия-экспортера. Цель — введение для «статусных» структур льгот по таможенным платежам, НДС, налогу на прибыль.

Учитывая, что крупные госэкспортеры имеют мощные организации, лоббирующие их зарубежные интересы, было предложено создать структуру, способную оказывать эффективную поддержку интересов малого бизнеса на зарубежных рынках. Роль такого координатора вполне могла бы взять на себя Белорусская торгово-промышленная палата, считает глава Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского.

Минпром уже сейчас готов помогать экспортерам. Начальник главного управления внешнеэкономических связей Минпрома А.Малолетов предложил предприятиям активнее использовать имеющиеся торгово-проводящие сети ведущих экспортеров. В России, например, действуют 10 торговых домов (половина которых принадлежит МТЗ).

Однако ведущий консультант по маркетингу Центра стратегических исследований А.Калик считает, что в целом нынешняя система продаж достаточно консервативна. Он советует производителям, смотрящим с надеждой на Россию, сотрудничать с местной глубинкой. Российские предприниматели «на местах» готовы получать свой доход от продвижения нашей продукции. Белорусам нужно повысить эффективность сайтов, проводить прямые рассылки рекламной продукции, участвовать в выставках, организовывать там (и в торговых сетях) презентации и промоакции.

По мнению участников конференции, для достижения конкурентного преимущества на российском рынке необходимо сориентировать бизнес на производство инновационных товаров. Поскольку инновации стоят дорого, нужно шире использовать преимущества бенчмаркинга. Пример успешного применения бенчмаркинга — Китай, промышленность которого вышла в мировые лидеры во многом благодаря копированию мировых успешных проектов. Белорусам также стоит научиться оценивать все лучшее, произведенное и используемое прямыми конкурентами и мировыми компаниями, чтобы, работая в правовом поле, создавать продукцию, которая бы «сама себя продавала».

Тамара МАРКИНА

Бенчмаркинг (англ. Benchmarking) — деятельность, посредством которой фирма изучает лучшую продукцию и маркетинговый процесс, используемый прямыми конкурентами, работающими в других подобных областях, для выявления возможных способов совершенствования собственных методов.