$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

«ИНКО-ФУД» — МАРКА ИЗВЕСТНАЯ

12.01.2007

Знаковому предприятию СЭЗ «Брест» исполнилось 5 лет

Месяц назад исполнилось 5 лет ИП «ИНКО-ФУД» — одной из успешных компаний с польским капиталом, работающих в СЭЗ «Брест». Предприятие было построено на участке с нулевой инфраструктурой площадью 4 га менее чем за 12 месяцев. Далее ее становление шло не менее стремительно. Закупалось новейшее оборудование, внедрялись современные технологии переработки и упаковки, росло производство. Если в первый год его объемы составляли 1 тыс. т в месяц, то теперь — 4 тыс. т.

Заботясь о росте производства и прибыли, предприятие не забывает о социальных проблемах своих работников и общества в целом. Логическим шагом социально выдержанной политики ИП «ИНКО-ФУД» стало официальное присоединение в канун Нового года к инициативе ООН «Глобальный договор».

Что означает для компании членство в данной инициативе? Этот вопрос мы задали директору ИП «ИНКО-ФУД» Кшиштофу СТЕМПЕНЮ.

— «ИНКО-ФУД» с момента своего создания активно проводит в жизнь принципы социально ответственного бизнеса. Взвешенная экономическая политика, строгое соблюдение законодательства позволили занять стабильное финансовое положение и участвовать в социально значимых проектах. С 2005 г. ИП «ИНКО-ФУД» является генеральным спонсором Национального олимпийского комитета Республики Беларусь, а также спонсором международного фестиваля искусств «Славянский базар» и хоккейного клуба «Брест». Принимаем активное участие в пропаганде здорового образа жизни, патриотическом воспитании молодежи: финансово поддержали создание исторического комплекса «Линия Сталина». Шефствуем над Кобринским детским домом, который получает подарки от «ИНКО-ФУД» не только к праздникам. Оснастили современным спортивным и учебным оборудованием Брестскую детскую вспомогательную школу. И это не последний наш проект.

Я считаю, что бизнес не может быть успешным, если попутно не занимается благотворительностью и спонсорством. Так что присоединение к «Глобальному договору» рассматриваем как возможность пропаганды глубоко этичного подхода к ведению бизнеса. Участие в нем открывает новые возможности конструктивной деятельности, в т.ч. участие в диалоге о социальном равенстве и социальной ответственности бизнеса.

- Господин Стемпень, успешность предприятия и вера в перспективы бизнеса определяются прежде всего вложением средств в развитие дела. Много ли денег «ИНКО-ФУД» вложило в рост предприятия? Как бы вы как инвестор-практик оценили инвестиционный климат Беларуси и что бы посоветовали зарубежным инвесторам, не решающимся делать свой бизнес в нашей стране?

— Можно сказать, что все, чего мы достигли, стало возможным в первую очередь благодаря притоку инвестиций в основной капитал. С начала деятельности они составили 20 млн. USD. За прошедшие 5 лет компания «ИНКО-ФУД» превратилась в мясоперерабатывающий завод европейского уровня. Занятость только в рамках штатной численности составляет свыше 1000 рабочих мест, средняя зарплата по предприятию — 600 000 Br. Предприятие динамично развивается, расширяет производство, осваивает новые виды продукции. Наш ассортимент включает свыше 250 наименований в 25 ассортиментных группах, среди которых — колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты быстрого приготовления, мясные консервы.

При этом уместно подчеркнуть: несмотря на то, что в названии ИП «ИНКО-ФУД» фигурирует определение «иностранное предприятие», оно все-таки является белорусским. Это значит, что мы зарегистрированы в Беларуси, работаем на основе белорусского законодательства. У нас работают главным образом белорусские граждане. Для меня Беларусь — вторая родина, мой второй дом. И я не рассматриваю свою жизнь и работу здесь как нечто преходящее.

ИП «ИНКО-ФУД» находится под защитой белорусского государства, пользуется белорусской инфраструктурой, поддерживает белорусский бюджет. С момента создания компания не имела задолженностей по платежам в бюджет и перед Фондом социальной защиты населения. Мы обеспечиваем своевременную уплату налогов и иных платежей в государственный бюджет и соответствующие фонды, а также реализацию широкого круга социальных программ, признанных приоритетными на государственном уровне и уровне предприятия. В прошлом году предприятие перечислило в бюджет свыше 6 млрд. Br.

Учитывая государственный курс на возрождение сельского хозяйства, а также экономическую целесообразность создания собственной сырьевой базы, «ИНКО-ФУД» в 2004 г. приобрело птичники ранее убыточной и на момент купли-продажи не осуществляющей хозяйственной деятельности птицефабрики СПК «Ольшанский» (Давид-Городок Столинского района Брестской области). Спустя несколько месяцев, после вливания значительных капиталовложений (инвестиции составили 2 млн. USD) птицефабрика возобновила рентабельную деятельность, обеспечивая работой свыше 130 чел.

Удачная реализация предыдущего проекта подтолкнула нас к идее строительства новой птицефабрики. Оно начнется в 2007 г. в Жабинковском районе (проект стоимостью порядка 15 млн. USD). Новое предприятие позволит обеспечить рабочими местами около полутысячи работников районного центра.

Кроме развития собственной сырьевой базы компания планирует инвестиции в строительство нового предприятия, специализирующегося на строительных услугах и производстве стройматериалов. Так что на сегодняшний момент «ИНКО-ФУД» — действительно больше, чем просто мясокомбинат.

Кстати, примеров эффективного вложения иностранных инвестиций в Беларуси немало. Об этом свидетельствует и рост числа предприятий с польским капиталом. Если в начале 2005 г. их было 350, то по состоянию на начало текущего года — уже 430. Это позволяет сделать вывод, что экономические условия, созданные белорусскими властями для иностранных инвестиций, достаточно благоприятны. Другое дело, знают ли потенциальные иностранные инвесторы об этом. Донести до них нужную информацию — важнейшая из задач Национального инвестиционного агентства РБ.

- Наша жизнь состоит не из одних ярких красок и радостных впечатлений. В ней немало огорчений и проблем, тем более в жизни руководителя. Что вас как директора предприятия огорчало в ушедшем 2006 г. и чего опасаетесь в новом 2007 г.?

— Не скрою, очень беспокоила угроза птичьего гриппа, которая, кстати, актуальной остается и по сей день. Ведь значительная часть сырья, которое мы используем, это мясо птицы.

Огорчала и нестабильность белорусского хозяйственного права, отсутствие уважения к принципу прав, приобретенных с добрыми намерениями. Именно так можно трактовать последние дополнения, внесенные в Инвестиционный кодекс, изменившие принципы функционирования свободных экономических зон. Я понимаю и поддерживаю идею уравнивания условий деятельности всех хозяйственных субъектов в Беларуси независимо от места их функционирования. Вместе с тем даже при равных условиях иностранные предприятия все равно находятся в худшем положении, так как они работают по сути в иностранном государстве, даже если и очень дружественном…

Я хотел бы особо подчеркнуть, что мы ведем честную политику по отношению к белорусским властям и контрольным органам. И благодаря этому во время проведенных проверок, несмотря на чрезвычайное усердие контролеров, у нас не обнаружены какие-то значительные отклонения от норм и нарушения законодательства. Вместе с тем не могу не отметить методы осуществления таких проверок, которые повергают коллектив в большой стресс. (Кстати, мнение руководителей предприятий разделяет и Президент Александр Лукашенко, призвавший контрольные органы не мешать нормальной работе предприятий и их руководителей, которые вынуждены концентрироваться на сотрудничестве с контрольными органами, а не на производственной деятельности, что создает нервную атмосферу в коллективе и финансовые потери. — Прим. авт.)

- Господин Стемпень, а что вы думаете об уровне развития брэнд-менеджмента мясоперерабатывающих предприятий Беларуси? Каковы особенности маркетинговой стратегии «ИНКО-ФУД»? В чем сила брэндов, имеющихся в портфеле вашей компании?

— На мой взгляд, брэнд-менеджмент мясоперерабатывающей промышленности развит слабо. Покупатель привык мыслить географическими категориями: гродненский мясокомбинат, березовский мясокомбинат… Продавец на рынке и товаровед в магазине также не больно вникают в понятие «торговая марка», когда на ценнике рядом с названием колбасы пишут: «Гродно», «Береза», «Брест». Хотелось бы, конечно, чтобы нас знали как компанию «ИНКО-ФУД», а не просто «Брест». Тем более что гордиться есть чем: «ИНКО-ФУД» — обладатель 5 Гран-при, более 100 дипломов и медалей крупнейших международных выставок.

На сегодняшний день в портфеле предприятия две торговые марки: «ИНКО-ФУД» и «Белорусская традиция». Изначально предприятие завоевывало рынок с помощью более «ходовой» продукции, такой как вареные колбасы, сосиски, сардельки под маркой «ИНКО-ФУД». Под торговой маркой «Белорусская традиция» сегодня реализуется более дорогая деликатесная продукция класса «Премиум»: например, запеченные мясопродукты, которые признаны официальным продуктом Национальной олимпийской сборной. Именно для такой продукции и была создана торговая марка «Белорусская традиция». Для более активного продвижения наших брэндов планируем активизировать деятельность системы торговых представителей.

- Учитывая то, что ИП «ИНКО-ФУД» — резидент СЭЗ, львиная доля товарной продукции согласно требованиям законодательства должна идти на экспорт. Каковы особенности продвижения продукции «ИНКО-ФУД» на зарубежные рынки?

— Грамотная маркетинговая стратегия позволяет поступательно расширять присутствие наших товаров на рынках СНГ. Сегодня «ИНКО-ФУД» по масштабам, объемам и качеству выпускаемой продукции, уровню технического оснащения — крупнейшее предприятие, сопоставимое с российскими гигантами мясной промышленности. Кстати, именно они — наши ближайшие конкуренты. Экспорт продукции составляет чуть более 90% и идет он преимущественно в Россию и Украину. С 2004 г. доля «ИНКО-ФУД» в общем объеме отечественного экспорта мяса и мясопродуктов составляет 35%. По результатам работы в 2005 г. предприятие стало победителем конкурса «Лучший экспортер 2005 года».

Например, сегодня продукция «ИНКО-ФУД» продается более чем в 40 регионах России. Причем каждый из них имеет свои ассортиментные приоритеты. А выбрать есть из чего. Как я уже говорил, наш экспортный потенциал представлен более чем 250 наименованиями в 25 ассортиментных группах. Это позволяет делать «особое» предложение каждому региону. Вот и получается: в одном регионе больше спрос на деликатесы, в другом — на консервы, третьем — на колбасы.

А такие наши колбаса «Минская» и сосиски «Брестские» стали настолько популярны в России, что подобные продукты (с аналогичными названиями и оболочками) пытаются производить некоторые местные предприятия. Но, как отмечают наши «последователи», повторить качество продукта им еще ни разу не удалось. Мы не раскрываем секретов своего производства, на обновление которого и повышение квалификации персонала тратим значительные ресурсы.

Если сравнивать ситуацию сегодняшнего дня с началом выхода на рынок Российской Федерации, то сейчас больше внимания уделяем увеличению объемов поставок. Сегодня также очень важно, как продается наша продукция, как она представлена в сети, на прилавке. Поэтому открываем представительства. Только в 2006 г. в России и Украине открыты два новых — «ИНКО-ФУД УРАЛ» и «ИНКО-ФУД УКРАИНА».

Что интересно, при выводе торговой марки «Белорусская традиция» на российский и украинский рынки ставка делалась на слово «ТРАДИЦИЯ». Однако покупателей России и Украины больше впечатлило слово «БЕЛОРУССКАЯ»: наши соседи привычно доверяют белорусскому качеству.

- Экспортирует ли «ИНКО-ФУД» свою продукцию в Евросоюз, Польшу, например?

— Возможность есть. С момента создания завода ведется целенаправленная работа по обеспечению стабильно высокого качества производимой продукции, которое наряду с ее безопасностью на сегодняшний день подтверждено сертификатами соответствия системы контроля качества требованиям международного стандарта СТБ ИСО 9001-2001. Внедрена также система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек НАССР.

ИП «ИНКО-ФУД» постоянно реализует и программы, связанные с уменьшением воздействия нагрузок на окружающую среду. Одним из последних проектов стала покупка и внедрение новых очистных сооружений промышленных стоков мощностью 1000 м3 в сутки стоимостью 1,5 млрд. Br. Благодаря предпринимаемым усилиям по уменьшению негативного воздействия производства на окружающую среду в конце декабря ИП «ИНКО-ФУД» был вручен сертификат соответствия требованиям СТБ ИСО 14001-2005. Разработанная и внедренная на «ИНКО-ФУД» система управления окружающей средой (СУОС) полностью соответствует всем необходимым нормативным требованиям.

В портфеле компании есть даже экспортный номер 0020 МС. То есть «ИНКО-ФУД» является номерным заводом ЕС. Тем не менее пока наиболее привлекательными зарубежными рынками для нас являются российский и украинский.

- А каковы особенности сбытовой политики предприятия на внутреннем рынке?

— В Беларуси мы реализуем менее 10% своей продукции. На тех же самых условиях, что и другие белорусские мясоперерабатывающие предприятия. И цены на нашу продукцию сегодня не ниже среднего уровня по Беларуси. Для стабильной реализации товара во всех областных центрах открыты представительства «ИНКО-ФУД», а в регионах работают торговые представители.

При этом все сосиски, колбасы и деликатесы для белорусского рынка производим полностью из отечественного сырья. Контроль сырья ведется собственными аккредитованными лабораториями и соответствующими государственными службами.

Но все же опыт работы на сегодняшний день показывает, что лучше быть независимым от колебаний рынка мясного сырья и развивать собственную сырьевую базу. Что мы и реализуем на практике.