Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инфляцию обуздать трудно, но надо

Государственной программой антиинфляционных мер в 2001г. предусматривалось снизить инфляцию до 2,5% в среднем за месяц. Фактический ее уровень составил 3,2%, что, впрочем, "вписалось" в рамки прогноза социально-экономического развития на 2001г. (2,5--3,5%) и почти в 2 раза ниже по сравнению с 2000г. Аналогично снизилась инфляция в реальном секторе экономики -- с 8,6% в 2000г. до 2,8% в 2001г.

Государственной программой антиинфляционных мер в 2001г. предусматривалось снизить инфляцию до 2,5% в среднем за месяц. Фактический ее уровень составил 3,2%, что, впрочем, "вписалось" в рамки прогноза социально-экономического развития на 2001г. (2,5--3,5%) и почти в 2 раза ниже по сравнению с 2000г. Аналогично снизилась инфляция в реальном секторе экономики -- с 8,6% в 2000г. до 2,8% в 2001г.

Выйти на заданные программой показатели не позволили прежде всего недостаточно высокий рост ВВП и неадекватное увеличение рублевой денежной массы, рост реальной заработной платы без соответствующего прироста продаж продукции и услуг, недостаточная эффективность мер по "связыванию" наличных денег населения. Дали знать о себе также увеличение налоговой нагрузки (с 10 до 20% возрос размер НДС по отдельным группам продовольственных товаров, введен 5-процентный налог на продажу на ряд товаров в розничной торговле), переоценка основных фондов и ряд других факторов.

Управляемости инфляцией в определенной степени способствовали принимаемые государством меры, направленные, с одной стороны, на замедление роста цен, с другой -- на ликвидацию ценовых диспропорций в отдельных отраслях экономики, в первую очередь в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Так, увеличение минимальных закупочных цен на продукцию животноводства и растениеводства позволило приблизиться к ее безубыточному производству в эффективно работающих хозяйствах и обеспечить оптимальное на сегодняшний день соотношение закупочных цен на молоко и цен на дизельное топливо.

Первые шаги сделаны по реализации Концепции ликвидации перекрестного субсидирования жилищно-коммунальных услуг. В целях реализации заложенной в проекте документа стратегии 17 крупным предприятиям, имеющим в себестоимости производимой ими продукции высокую энергетическую составляющую, с 1.10.2001г. снижены от 8 до 40% тарифы на тепловую энергию, отпускаемую РУП концерна "Белэнерго". А упорядочение тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги и перевозки пассажиров городским и пригородным транспортом обеспечило выполнение установленных законом о бюджете параметров по уровню возмещения населением затрат в этих отраслях -- в жилищно-коммунальном хозяйстве -- 24,2%, на городском транспорте в областях -- в среднем 52,5, по г.Минску -- 28,7%.

С целью дальнейшей либерализации ценообразования по предложениям министерств, облисполкомов и Минского горисполкома в 2001г. был значительно сокращен перечень регулируемых социально значимых товаров и предприятий-монополистов.

В 2002г. ценовая политика, сочетая в себе механизмы свободного и регулируемого ценообразования, будет наряду с другими антиинфляционными мерами направлена на создание условий для снижения инфляции, роста производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Прогнозом на 2002г. предусмотрен рост потребительских цен на уровне 120--127%, или 1,5--2,0% в среднем в месяц. В январе, как известно, инфляция составила 6,1%, в феврале -- 3,6%. Как свидетельствуют данные статистики за ряд лет, в начале года, как правило, цены растут более высокими темпами, что обусловлено спецификой функционирования народного хозяйства. При расчете прогнозного показателя инфляции на год это обстоятельство обязательно учитывается.

С учетом инфляции определены и другие целевые показатели прогноза и бюджета на 2002г. При этом учтено, что определенные ценовые подвижки в целях достижения параметров, предусмотренных Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год", предстоит осуществить в отношении жилищно-коммунальных услуг для населения, услуг городского и пригородного транспорта. Возмещение затрат в среднем по году за счет платежей населения по тарифам за пользование жилыми помещениями и за коммунальные услуги предусмотрено в размере 40%; население областей должно возмещать 75% затрат на перевозки городским и пригородным транспортом, г.Минска -- 50%. Для этого поэтапно будут корректироваться цены на природный и сжиженный газ, тарифы на электрическую и тепловую энергию, оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги, на перевозки пассажиров городским общественным и пригородным автомобильным транспортом. Одновременно будет усилено внимание к формированию цен на продукцию (услуги) указанных отраслей в части экономической обоснованности издержек и их снижения.

Ценовое регулирование в агропромышленном комплексе будет направлено на улучшение финансового состояния сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, упорядочение цен и недопущение ценовых перекосов на различные группы продовольствия, насыщение потребительского рынка, обеспечение рентабельного производства социально значимых продовольственных товаров. Перекосы в уровнях закупочных и розничных цен на продукцию животноводства будут постепенно устраняться путем увеличения минимальных закупочных цен на продукцию животноводства до уровня, обеспечивающего на первом этапе возмещение нормативных затрат на производство и получение прибыли, достаточной для воспроизводства. Учитывая низкую рентабельность и убыточность производства социально значимых мясных и молочных продуктов, реализуемых по регулируемым предельным ценам, не обойтись без поэтапного увеличения отпускных и розничных цен на них.

Для поддержания конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей по мере финансовой стабилизации будут создаваться условия, позволяющие субъектам хозяйствования формировать цены с учетом конъюнктуры рынка, для чего намечается и впредь сокращать сферу регулируемого ценообразования.

Будет продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы. Для того чтобы формируемые цены были экономически обоснованы, предстоит совершенствовать принципы и методы ценообразования, порядок нормирования элементов цены и отнесения затрат на себестоимость продукции.

В современных условиях, когда цены предложения превышают финансовые возможности спроса реального сектора экономики и домашних хозяйств, увеличение доли добавленной стоимости в структуре цен предложения (на завершающем этапе -- в выручке от реализации) возможно посредством снижения материальных затрат в единице продукции или налоговой нагрузки, прежде всего в части платежей из выручки от реализации продукции, работ или услуг.

Важнейшими задачами отраслевых министерств, других республиканских и местных органов государственного управления, предприятий должны стать постоянная работа по конкретным направлениям усиления экономии и рационального использования материальных ресурсов, ужесточение норм расхода сырья, материалов и ТЭР. Для этого следует создать дополнительные механизмы экономического стимулирования организаций к снижению издержек производства и на этой основе повысить эффективность их деятельности, прежде всего конкурентоспособность продукции.

В соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства будет проводиться работа по сближению подходов в вопросах антимонопольного и ценового регулирования, унификации соответствующих нормативно-правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации в области применения общих принципов налогообложения, единых таможенных пошлин и тарифов, методов калькулирования себестоимости товаров и подходов к формированию цен (тарифов), государственного контроля за соблюдением действующего порядка ценообразования.

Учитывая, что инфляция -- явление многофакторное, формирующееся под воздействием многих внешних и внутренних факторов, управлять ею можно только путем принятия согласованных мер в области денежно-кредитной, налогово-бюджетной и таможенной политики, политики доходов и собственно ценовой. Стабилизации ценовой ситуации на уровне предприятий должны способствовать меры, направленные на недопущение необоснованного роста цен, сокращение издержек производства и обращения.

Следует отметить, что реализация мер в области ценообразования, направленных на сокращение перекрестного субсидирования, будет проводиться в условиях роста доходов населения, также предусмотренного Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002г.