$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ИНФЛЯЦИЯ: ЧТОБЫ БАРЬЕРЫ НЕ СТАЛИ ТРАМПЛИНАМИ©

02.04.2013

Беларусь традиционно удерживает печальное «лидирующее» положение среди стран с переходной экономикой по уровню роста цен, существенно опережая ближайших соседей. О проблеме инфляции и путях ее снижения рассказывает председатель Правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского Георгий БАДЕЙ.

Наша страна осталась в числе немногих, широко использующих, помимо инструментов фискальной и монетарной политики, административные методы регулирования. Между тем у нас базовый индекс потребительских цен, исключающий изменение цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, в 2012 г. оказался на 4,7 процентных пункта ниже индекса потребительских цен (117,1% против 121,8%), а в январе–феврале т.г. — на 0,9 п.п. То есть более четверти общего прироста потребительских цен получено за счет государственного регулирования цен на товары и услуги.

Обращает внимание и то, что индексы роста цен и тарифов в сферах, полностью контролируемых государством, — на услуги связи, перевозку грузов, в строительстве — оказались выше общего индекса потребительских цен, что сказывалось на росте издержек всех субъектов хозяйствования.

Для замедления темпов инфляции в среднесрочном периоде следует последовательно снижать уровень административного вмешательства государственных органов в вопросы ценообразования и обеспечить формирование конкурентной среды. В этом плане необходимо обеспечить реализацию положений п. 1 Директивы Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и выполнение мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6.

Наряду с этим следовало бы ввести мораторий на принятие без соответствующего обоснования и расчета последствий решений Правительства по повышению цен и тарифов. В частности, представляется недостаточно обоснованным принятие постановления Совмина от 13.03.2013 № 172 об увеличении с 1 апреля т.г. базовой ставки арендной платы на 59,2% — с 54 тыс. до 86 тыс. Br за 1 кв. метр.

Не реализованы пока и меры по формированию и развитию конкурентной среды и антимонопольной политике. Необходимо продолжить совершенствование антимонопольного законодательства с учетом образования Единого экономического пространства, обеспечив его гармонизацию с Россией и Казахстаном, а также создание действенного антимонопольного органа.

Как показывает мировая практика, высокие темпы роста потребительских цен связаны со взаимодействием инфляции издержек и инфляции спроса, причем повышение совокупного спроса является питательной средой для инфляции издержек. Как писал известный экономист М.Фридман, «инфляция всегда и везде — денежное явление». То есть инфляция является результатом избытка денег в обращении по сравнению с количеством товаров.

К сожалению, Правительство и Нацбанк в своих решениях не всегда учитывают необходимость проведения жесткой кредитно-денежной политики. В 2012 г., например, реальная заработная плата повысилась на 21,9% при росте производительности труда в расчете по ВВП — на 3,4%, а реальные денежные доходы населения — на 21% при приросте ВВП на 1,5%. Такая политика доходов, продолжающаяся и в текущем году, порождает как инфляцию спроса за счет увеличения совокупного спроса, так и инфляцию издержек из-за увеличения расходов на оплату труда.

Увеличению совокупного спроса способствовал и прирост объема рублевой денежной массы (М2), который составил в прошлом году 57% — более чем вдвое выше роста потребительских цен. Остатки задолженности по выданным банковской системой кредитам увеличились по сравнению с началом 2012 г. на 36,6%.

Мировая практика свидетельствует, что политика ограничения совокупного спроса является важнейшим элементом антиинфляционных мероприятий в переходной экономике. Основные элементы такой политики также известны: сокращение бюджетных расходов, сдерживающая фискальная (налоговая) и жесткая кредитно-денежная политика. Поэтому задача снижения инфляции должна решаться совместными действиями Правительства и Нацбанка. Без соответствующего понимания этого со стороны Совмина усилий Нацбанка будет недостаточно.

Для снижения инфляции в текущем году до 12% ее среднемесячный уровень должен быть в пределах до 1%. Однако за январь–февраль т.г. он уже составил 4,3%, т.е. 2,1% в месяц. Следовательно, для выхода на запланированный уровень (12%) в марте–декабре инфляция должна быть не более 7,4%, или 0,7% в месяц, т.е. в 3 раза ниже, чем в январе–феврале т.г. Учитывая уже принятые решения Правительства по повышению тарифов на энергоресурсы в ЖКХ, а также запланированное повышение тарифов на пассажирский транспорт и другие услуги, прогнозировать на оставшиеся до конца года месяцы снижение по сравнению с началом года темпов инфляции нереально. В этой связи уменьшение Нацбанком ставки рефинансирования представляется преждевременным.