$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ИНФЛЯЦИИ - СТОЯТЬ, СТАВКАМ - СНИЖАТЬСЯ©

28.07.2015

Проводимая в I полугодии 2015 г. денежно-кредитная политика, направленная на поддержание макроэкономической устойчивости и замедление инфляции, дала положительные результаты. К такому выводу пришли участники расширенного заседания Правления Нацбанка, на котором рассматривались итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за I полугодие 2015 г., задачи по их дальнейшей реализации, а также актуальные вопросы повышения устойчивости функционирования банков.

Во II квартале Нацбанком завершено внедрение всех основных элементов режима монетарного таргетирования, включая изменение системы регулирования текущей ликвидности банков с переходом на рыночный механизм установления процентных ставок на денежном рынке посредством проведения аукциона процентных ставок. Внедрение более гибкой системы курсообразования, предусматривающей с 1.06.2015 г. проведение биржевых торгов в режиме непрерывного двойного аукциона, существенно усиливает роль рыночных факторов в формировании обменного курса рубля и будет способствовать уменьшению рисков накопления внешних дисбалансов, считают в Нацбанке.

Особенно вдохновляет регулятора «устойчивая тенденция к замедлению» инфляции. В годовом выражении прирост потребительских цен снизился с 17,1% в январе до 13,2% в июне т.г. При этом со II квартала инфляция находится ниже объявленного целевого параметра на 2015 г. (18% +/–2 п.п.). Это позволяет надеяться, что инфляция за 2015 г. окажется ниже целевого параметра — в пределах 15–18%.

Прирост средней широкой денежной массы (составил в июне 2015 г. 36,5% в годовом выражении, увеличившись по сравнению с декабрем 2014 г. в основном в связи с переоценкой валютной составляющей денежного агрегата M3 и чистой покупкой Нацбанком иностранной валюты. Одновременно проводились операции по связыванию рублевой ликвидности, сформированной при покупке регулятором валюты, в результате которых рублевая денежная база с начала года уменьшилась на 5,5%. Нацбанк продолжит принимать меры по замедлению темпов роста ШДМ до установленного ориентира — не более 30%.

Процентные ставки на кредитно-депозитном рынке в I полугодии 2015 г. формировались в значительной степени под влиянием экономической ситуации конца 2014 г. и принятых мер по ее стабилизации. С учетом этих и иных факторов Нацбанк поэтапно снижал процентные ставки по инструментам регулирования ликвидности. Наряду с этим происходило постепенное снижение процентных ставок и на депозитно-кредитном рынке.

В целях ограничения кредитования по необоснованно высоким процентным ставкам с 1 июня 2015 г. Нацбанк изменил подходы к формированию специальных резервов на покрытие возможных убытков по портфелям однородных кредитов. Первоначально это решение не затрагивало ранее заключенные договоры, в т.ч. новые транши, выдаваемые после 1 июня. Вместе с тем в целях уменьшения кредитной нагрузки на заемщиков и кредитного риска банкам рекомендовано в кратчайшие сроки пересмотреть ранее заключенные договоры в сторону снижения процентных ставок, поскольку Нацбанк планирует не позднее 1 сентября распространить данный порядок создания резервов на все договоры, в т.ч. заключенные до 1 июня т.г.

В настоящее время отдельными банками на фоне снижения процентных ставок по кредитам устанавливаются необоснованно высокие комиссии по операциям, непосредственно связанным с кредитованием. На заседании Правления было подчеркнуто, что это способствует повышению фактической стоимости кредитов и будет расцениваться Нацбанком как нарушение законодательства. Аналогичные подходы будут применяться и при оценке стоимости депозитных продуктов. Процентная ставка, указываемая банками в отчетности и учитываемая при расчете резервных требований, должна включать все виды вознаграждения, выплачиваемые клиенту, в т.ч. бонусы и все иные дополнительные выплаты. По фактам осуществления банками подобных операций Нацбанком будут проводиться проверки и применяться соответствующие меры реагирования.

По мнению Нацбанка, в I полугодии 2015 г. была обеспечена финансовая стабильность банковского сектора. Показатели, характеризующие устойчивость банков, оцениваются как удовлетворительные, нормативы безопасного функционирования в основном выполняются, банки работают рентабельно, в требуемом объеме формируют резервы.

В Нацбанке считают, что за полгода ситуация с ликвидностью банков улучшилась. Ее показатели в 2015 году сохранили значения, превышающие установленные для отдельного банка нормативы безопасного функционирования. Положительное воздействие на ликвидность банков оказали мероприятия по сдерживанию роста кредитного портфеля и повышению качества управления риском ликвидности.

Эффективность деятельности банков складывалась под влиянием увеличения проблемной задолженности, ограничения роста кредитного портфеля, а также повышения ставки налога на прибыль.

В рамках мер по повышению устойчивости функционирования банков Нацбанком принято решение об установлении с 1.01.2016 г. минимального размера уставного фонда создаваемого банка, в т.ч. в результате реорганизации, в сумме 450 млрд. Br. Теперь готовится решение об установлении в белорусских рублях и требований к минимальному размеру нормативного капитала с начала следующего года. Эти требования будут ежеквартально корректироваться регулятором в зависимости от уровня инфляции. Также Нацбанк намерен скорректировать подходы к расчету нормативов безопасного функционирования, в т.ч. нормативов достаточности капитала при оценке кредитного риска по активам и ценным бумагам, обремененным обязательствами третьих лиц, а также по размещенным в других банках активам, право распоряжения которыми имеют третьи лица.

Продолжится внедрение международных стандартов Базель III. Учитывая готовность банков к выполнению показателей капитала и левереджа, Нацбанком принято решение об их введении в качестве нормативов безопасного функционирования с 1.01.2016 г.

В целях вывода отечественной экономики на траекторию устойчивого долгосрочного роста и активизации его новых факторов Правительством и Нацбанком вырабатывается комплекс мер структурной политики. Активное сотрудничество осуществляется в данной области с МВФ, Всемирным банком и Евразийским фондом стабилизации и развития.

Реализация вырабатываемых мер может стать основой для заключения с данными международными организациями программ финансирования, что позволит обеспечить структурные преобразования экономики необходимыми финансовыми ресурсами в условиях существенных выплат государства по внешним и внутренним обязательствам.

Константин АЛЕХИН