Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Глобализация
11.07.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Индия меняет 17 налогов на один

1 июля в Индии началась налоговая реформа – крупнейшая за время независимости страны. Вместо 17 местных и федеральных налогов вводится налог на товары и услуги, который, по сути, тождественен налогу на добавленную стоимость.

Это уже вторая масштабная реформа, которую инициировал премьер-министр Нарендра Моди. Сначала была проведена денежная реформа, причем кон­фискационного характера, с изъятием крупных купюр и паспортизацией населения.

До сих пор в Индии применялся только налог с продаж (тот самый, за введение которого ратуют некоторые деятели в Беларуси). При этом существовала сложная система льгот, на разные товары – множество ставок, причем в отдельных штатах страны они тоже различались. Кроме того, там действовали и другие налоги – иногда до 15 сразу, в т.ч. акцизы, налог на предметы роскоши и т.п. При столь громоздкой налоговой системе процветали уклонения от уплаты налогов и теневая экономика. Штаты конкурировали между собой, предлагая пониженные ставки и льготы, а на внутренних границах создавались «конт­рольные точки», на которых выстраивались многочасовые очереди грузовиков, перевозящих товары.

В результате Индия получила один из худших показателей соотношения налогов и ВВП – на уровне 16,6%. Это менее половины среднего уровня для членов ОЭСР (34%) и ниже, чем у большинства не только развитых, но и многих развивающихся стран. Общий дефицит бюджета центрального правительства Индии и администраций ее штатов составляет около 11% ВВП, а госдолг – почти 69% ВВП.

Авторы реформы надеются, что эти проблемы уйдут в прош­лое и упрощения налоговой системы позволят увеличить инвестиции и стимулировать рост экономики. В большинстве стран, применяющих НДС, действует 1, максимум 3 ставки для товаров и услуг. В Индии пошли своим путем. Базовая ставка – 12,5%, для ряда товаров и услуг – 18%, для предметов роскоши – 28%, крупных ресторанов – 12%, мел­ких – 5%, в некоторых случаях – нулевая. Компании будут вычитать «входной» налог, уплаченный ими при приобретении товаров, сырья, полуфабрикатов и услуг.

Налоговая реформа, по прогнозам, увеличит количество налогоплательщиков втрое, а отношение налогов Индии к ВВП – на 4 процентных пункта. По оценкам западных аналитиков замена налога с продаж на налог на товары и услуги (по сути – НДС) вовлечет рост экономики Индии на 2 п.п. в год, причем без дополнительных инвестиций. Главное условие – правильное налоговое администрирование и поддержание баланса интересов разных бизнес-групп и слоев населения. Тут возможны трудности: НДС больно ударит по небольшим компаниям, работающим с минимальной прибыльностью и выживающим за счет отсутствия социальных, налоговых вы­плат и трудового законодательства. Им придется аккуратно платить налоги, что потребует расходов на услуги бухгалтеров. В выигрыше окажется крупный бизнес, который больше всего страдал от неразберихи с множеством федеральных и государственных налогов с продаж, взимаемых на разных этапах цепочки поставок, что часто приводит к двойному налогообложению. По этой причине в Индии, по данным консалтинговой компании McKinsey, насчитывается всего 270 компаний с объемом продаж более 125 млн. USD. Это гораздо меньше, чем в других странах БРИКС: почти в 5 раз меньше, чем в Бразилии, в 13 раз – чем в России и в 28 раз – чем в Китае.

По объему номинального ВВП Индия в прошлом году занимала 7 место в мире (2256 млрд. USD, по данным МВФ), а по ВВП на душу населения – только 142-е с показателем 1874,94 USD (для сравнения: у Беларуси здесь 95 место – 5237,42 USD). В экономике наших стран есть кое-какое сходство. Это значительная доля АПК (правда, в основном состоящего из мелких фермерских хозяйств), наличие высокоразвитой IT-индустрии за счет масштабного аутсорсинга компьютерных услуг. Еще одна общая черта – значительная доля государственного сектора. На него приходится производство 28% ВВП и 39% промышленной продукции, причем в энергетике, горнодобывающей и оборонной промышленности, связи, железнодорожном, авиационном и морском транспорте его доля достигает 80–90%. Поэтому после налоговой реформы главная интрига – решится ли правительство Нарендра Моди на масштабную приватизацию.

Таким образом, у белорусских специалистов, анализирующих мировой опыт развития экономики и проведения структурных реформ, будет богатое поле для изучения и выводов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by