Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
14.02.2003 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Декларирование доходов и типичные ошибки

Декларирование доходов и типичные ошибки

Приближается срок сдачи декларации о совокупном годовом доходе от предпринимательской деятельности. Ее заполнение и определение налогооблагаемого дохода напрямую зависят от того, насколько верно в течение года предприниматель учитывал свои расходы и доходы. Сейчас самое время уточнить данные и внести необходимые коррективы. Практика аудита показывает, что чаще всего допускаются следующие искажения:

1. Неправильно распределяются расходы, возникающие при осуществлении нескольких видов деятельности.

Например, предприниматель при оказании услуг автосервиса физическим лицам уплачивает единый налог, юридическим лицам по безналичному расчету -- подоходный налог в общеустановленном порядке. При исчислении подоходного налога он включил в расходы затраты, связанные с осуществлением обоих видов деятельности, чем занизил налогооблагаемую базу.

Согласно п. 11 Положения о составе расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, и порядке их исключения из выручки (утв. постановлением ГНК, Минэкономики, Минфина, Минстата, Министерства предпринимательства и инвестиций, Минкультуры от 2000-06-12г. N 55/117/59/30/12/11) (далее -- Положение) расходы, связанные с осуществлением нескольких видов деятельности, при невозможности их отнесения к конкретному виду деятельности распределяются пропорционально выручке, полученной от осуществления соответствующего вида деятельности.

Таким образом, затраты следовало поделить между видами деятельности пропорционально полученной выручке. Причем выручка, полученная от вида деятельности, по которой уплачивается единый налог, подлежит подсчету в произвольном порядке.

2. Предприниматели включают в затраты текущего года оплаченные нормируемые расходы, приходящиеся на следующий год.

Подобная ошибка допускается при списании расходов на подписку газет и журналов. Между тем при отнесении на затраты от осуществления предпринимательской деятельности расходов, которые учитываются не в полном объеме, а в пределах определенных законодательством норм, к которым относятся оплата информационных, консультационных услуг, затраты на рекламу и некоторые другие, необходимо руководствоваться постановлением Совмина от 10.06.94г. N 429.

При этом следует учитывать, что данные нормируемые расходы отражаются в том периоде, в котором (за который) произведены, т.е. они не распределяются пропорционально фактически реализованным товарам, работам, услугам. Также в расходы за отчетный период можно включать лишь стоимость оплаченных и оказанных нормируемых расходов, приходящихся на этот отчетный период. Так, если норматив консультационных расходов составил 50 тыс. руб., а фактически было потрачено 20 тыс. руб., то и расходы увеличатся на 20 тыс. руб.

3. Не всегда включаются в выручку внереализационные доходы.

Согласно п.40 Инструкции о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утв. постановлением МНС от 2002-02-20г. N 16, к внереализационным доходам относятся:

-- штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров;

-- положительные разницы, возникающие при изменении Нацбанком курсов иностранных валют;

-- излишки имущества, выявленные при инвентаризации;

-- задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, либо непогашенная задолженность при прекращении предпринимательской деятельности;

-- денежные средства и иные ценности, полученные в результате распределения прибыли участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);

-- доходы по банковским счетам, вкладам (депозитам), которые используются при осуществлении предпринимательской деятельности;

-- иные доходы, не связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Эти суммы зачастую не учитывают индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог. На основании Декрета Президента от 2001-05-17г. N 12 "О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью" предприниматели освобождены от уплаты подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими только с указанных в перечне видов деятельности, по которым уплачивается единый налог. Все остальные доходы должны облагаться налогами в общеустановленном порядке. Напомним, что Декрет N 12 действует до 1.03.2003г.

Например, чаще всего в выручку предприниматели не включают доход, полученный от переоценки валюты, находящейся на валютных счетах, и проценты, начисляемые банком за пользование остатками денежных средств на банковских счетах.

4. Предоплата включается в выручку только после реализации услуг.

В соответствии с п. 34 Инструкции о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями (утв. постановлением ГНК и Минфина от 2000-08-14г. N 75/85) (далее -- Инструкция) в выручку включаются суммы, поступившие в качестве предварительной оплаты по мере реализации продукции (товаров, работ, услуг), но не позднее 30 дней с даты их поступления.

Поэтому, если предпринимателю поступила предоплата за работы, услуги или товар, включая 2 декабря, то ее следует учитывать в выручке IV квартала 2002 г. независимо от того, произведена ли реализация после этого срока или нет.

5. Неправильно определяется налогооблагаемая база по подоходному налогу, если есть убыточный вид деятельности.

Согласно Положению произведенные расходы по отдельным видам деятельности учитываются при расчете подоходного налога в пределах выручки, полученной в отчетном периоде (квартале, году) по этим видам деятельности. Превышение расходов над выручкой, полученной по соответствующему виду деятельности, не переносится на выручку, полученную по другим видам деятельности.

Например, предприниматель имел следующие показатели за 2002г.:
 
=======================================================
Вид деятельности          Выручка    Расходы    Доход
                                                (убыток)
=======================================================
Оптовая торговля         1 300 000  1 800 000  -500 000
Предоставление услуг
экспедитора                500 000    200 000   300 000
Итого                    1 800 000  2 000 000  -200 000
----------------------------------------------------------


При расчете подоходного налога следует учитывать общий полученный доход -- 1800000 руб., а расходы лишь в сумме 1500000 руб. (1300000+200000). Налогооблагаемая база будет равна 300000 руб.

6. Затраты, указанные в п.п.3.1--3.4, 8 Положения, включаются в состав расходов общей суммой.

К таким расходам, в частности, относятся:

сырье, материалы, входящие в состав произведенных и реализованных в отчетном периоде товаров, работ, услуг;

покупные материалы, использованные для производственного процесса и для упаковки произведенных и реализованных товаров;

запасные части, использованные для ремонта МБП;

износ МБП;

покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергшиеся монтажу или дополнительной обработке;

работы и услуги производственного характера.

Они должны учитываться в том периоде, в котором поступила выручка, и исключению из выручки подлежат расходы, приходящиеся на фактически реализованные товары.

Распространенная ошибка предпринимателей заключается в том, что, скажем, произведенные транспортные расходы по доставке сырья, материалов, товаров и т.д., относятся сразу общей суммой на затраты, а не распределяются пропорционально проданным товарам, тем самым занижается налогооблагаемая база.

7. В составе расходов учитывается начисленная, но не выплаченная зарплата наемным рабочим.

Если у предпринимателя есть наемные лица, то в затраты в соответствии с п. 4 Положения должна включаться сумма начисленного вознаграждения за выполненную в соответствии с договором работу при условии его выплаты.

Например, за декабрь 2002г. наемным лицам начислена зарплата в размере 500 тыс.руб., в т.ч. подоходный налог -- 30 тыс.руб., отчисления в пенсионный фонд -- 5 тыс.руб. Зарплата была выплачена 10 января 2003г., т.е. до сдачи расчета за 4 квартал 2002г. В состав расходов за IV квартал предприниматель может принять 500 тыс.руб. Если указанная зарплата будет выплачена после срока представления отчета за IV квартал (после 20 января), то предприниматель имеет право представить уточненный расчет и также включить данную сумму в расходы.

Не следует забывать, что для учета зарплаты, удержаний из нее и расчета подоходного налога должна вестись карточка лицевого счета. Она заполняется на каждого работающего у предпринимателя сотрудника на основании гражданско-правового договора, т.е. на всех работников, работающих как по основному месту работы, так и по совместительству, и по договору подряда и т.д.

8. К расходам относятся затраты, связанные с приобретением основных средств, их дооборудованием, модернизацией, реконструкцией.

Согласно п.13 Инструкции основные фонды отражаются в учете по первоначальной стоимости, которая состоит из фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление, включая расходы по доставке, монтажу и установке.

Например, предприниматель установил на автомобиль тахометр. В данном случае произошло дооборудование автомобиля^и, следовательно, стоимость тахометра не относится на затраты, а увеличивает стоимость основного средства.

Также в стоимость основного средства должны включаться проценты по кредитам банков или по полученным от других юридических или физических лиц займам, использованным на приобретение основных средств, уплаченных до ввода их в эксплуатацию. Если проценты уплачены после ввода объектов в эксплуатацию, то их следует погашать за счет собственных средств предпринимателя.

9. В расходы включается содержание личных автомобилей.

В соответствии с п.6 Положения в расходы включаются затраты на проведение всех видов ремонта и техническое обслуживание основных средств (включая арендованные основные средства и объекты лизинга).

Довольно часто предприниматели используют в своей деятельности имущество, принадлежащее им на праве собственности, приобретенное еще до начала осуществления предпринимательской деятельности. При отсутствии договора аренды оно должно быть также поставлено на учет в качестве основных фондов, т.е. отражено в книге учета основных фондов в количественном и стоимостном выражении (если стоимость неизвестна, то объекты приходуются только количественно). Лишь постановка объектов на учет является у предпринимателя основанием для отнесения на затраты расходов по ремонту, техническому обслуживанию, списания расходных материалов и т.д.

10. Амортизация по поступившим основным фондам не начисляется до их оплаты.

Согласно п. 5 Положения амортизация на полное восстановление основных фондов начисляется на основании документов, подтверждающих фактические затраты на их приобретение, включая НДС (документы на оплату и приобретение), а по основным средствам, приобретенным на условиях последующей оплаты, -- на основании соответствующих договоров.

Например, предприниматель заключил договор на приобретение объекта основных средств и по накладной получил его. Оплата по договору предусмотрена через шесть месяцев. В данном случае предприниматель имеет право начислять амортизацию с момента приобретения объекта, даже если он не оплачен.

11. Оплата услуг связи включается в расходы без письменного согласования с налоговым органом.

Оплату услуг связи (почтовых, телефонных, телеграфных и других подобных услуг), а также иные расходы, связанные с особенностями осуществляемой деятельности, согласно п.п.7.6 и 7.15 Положения предприниматель имеет право включить в расходы только по согласованию в письменном виде с налоговым органом. Но даже при наличии такого согласования названные затраты могут относиться на расходы лишь в том случае, если заключались договоры с обслуживающими организациями на оказание данных услуг и расчеты производились в порядке, предусмотренном как для индивидуального предпринимателя, а не как для физического лица.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений