Проблемы и решения
05.03.2002 24 мин на чтение
мин
Индивидуальное предпринимательство - способ самореализации или искусство выживания?
В Программе социально-экономического развития страны на 2001--2005 гг. поставлена задача "превратить малый и средний бизнес в активно формирующееся звено интенсивно развивающейся экономики", довести его долю в общем объеме выручки от реализации продукции по народному хозяйству до 25%, то есть фактически увеличить более чем в 2 раза.
В Программе социально-экономического развития страны на 2001--2005 гг. поставлена задача "превратить малый и средний бизнес в активно формирующееся звено интенсивно развивающейся экономики", довести его долю в общем объеме выручки от реализации продукции по народному хозяйству до 25%, то есть фактически увеличить более чем в 2 раза. Это предполагает активное проникновение частного капитала в так называемые "производственные" отрасли: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, научные разработки и т.д., требующие значительных капитальных инвестиций.
ОДНАКО анализ статистических данных свидетельствует о тенденции сокращения количества малых предприятий, работающих в реальном секторе, и росте числа индивидуальных предпринимателей, связывающих, как правило, свою деятельность со сферой торговли и услуг. Динамика изменения состава и структуры субъектов малого предпринимательства представлена в таблице 1.
Табл.1.
==================================================================
Наименование По состоянию на
субъекта
малого пред- 1.01.1999г. 1.01.2000г. 1.01.2001г. 1.07.2001г.
принимательства
(МП) ед. % ед. % ед. % ед. %
===================================================================
Наименование По состоянию на
субъекта
малого пред- 1.01.1999г. 1.01.2000г. 1.01.2001г. 1.07.2001г.
принимательства
(МП) ед. % ед. % ед. % ед. %
===================================================================
Всего субъектов
МП 150047 100,0 157516 100,0 186701 100,0 199140 100,0
МП 150047 100,0 157516 100,0 186701 100,0 199140 100,0
В том числе:
-- малые
предприятия 24061 16,0 26787 17,0 28310 15,2 26366 13,2
предприятия 24061 16,0 26787 17,0 28310 15,2 26366 13,2
-- по отношению
к предыдущему
году 113,1 111,3 105,7 93,1
к предыдущему
году 113,1 111,3 105,7 93,1
-- индивиду-
альные пред-
приниматели 125986 84,0 130729 83,0 158391 84,8 72774 86,8
альные пред-
приниматели 125986 84,0 130729 83,0 158391 84,8 72774 86,8
-- по отношению
к предыдущему
году 106,0 103,8 121,2 109,1
к предыдущему
году 106,0 103,8 121,2 109,1
============================================================
Как видим, наиболее четко вышеуказанная тенденция проявилась в 2001г., когда имело место сокращение почти на 7% числа юридических лиц и значительный (более 9%) рост числа индивидуальных предпринимателей. При этом не исключен вариант изменения лишь организационно-правовой формы бизнеса при сохранении прежней деятельности. Не останавливаясь на макроэкономических факторах, сдерживающих развитие хозяйственной инициативы субъектов вообще, попытаемся выделить причины изменений организационно-правовой структуры частного сектора.
Мониторинг законодательства, регламентирующего хозяйственную деятельность в стране, а также данные опроса, проведенного Белорусским союзом предпринимателей и нанимателей им. профессора Макса Кунявского среди субъектов малого предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), позволяют установить следующие основные факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в форме организации и делающие относительно выгодной и удобной индивидуальную предпринимательскую деятельность. Их можно представить в виде следующей схемы:
Рассмотрим более детально причины возникновения указанных факторов.
Сложность и высокая стоимость процедур регистрации и ликвидации юридического лица
Анализ практики регистрации и перерегистрации субъектов хозяйствования в соответствии с Гражданским кодексом и Положением, утвержденным Декретом Президента от 2000-11-16г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. N 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц", высветил ряд проблем, которые не только существенно тормозят процесс создания новых, но и в определенной степени осложняют работу существующих предприятий. Основными из них являются: значительные расходы на перерегистрацию или создание юридического лица в результате установления относительно высоких размеров уставных фондов и повышения регистрационных сборов; запрет регистрации в жилых помещениях многоквартирных жилых домов, что на этапе вхождения в бизнес с условиях монопольно-высоких ставок арендной платы является непреодолимым препятствием для многих субъектов хозяйствования; длительность процедур как регистрации (не менее 1,5--2 месяцев), так и ликвидации (от 3 до 6 месяцев); нечеткое изложение ряда положений и наличие отсылочных норм, касающихся в основном организаций, вследствие чего возникает их неоднозначное и "вольное" толкование органами, осуществляющими регистрацию.
Так, около 56% респондентов в ходе опроса указали на более простой и доступный порядок регистрации индивидуальных предпринимателей и отметили его как преимущество для начала предпринимательской деятельности. При этом индивидуальные предприниматели, как и юридические лица, могут применять наемный труд (число сотрудников не регламентируется и пока не ограничивается), иметь значительные объемы производства и выручки.
Отсутствие условий для доступа на рынок недвижимости и реальных технологий приватизации
Опыт ряда постсоциалистических стран -- можно назвать Венгрию, Чехию, Польшу, Литву и др. -- свидетельствует, что данный сектор экономики в период своего становления не имеет собственных площадей для размещения бизнеса.
Однако в указанных странах широко развит рынок недвижимости, реально функционирует и общедоступна инфраструктура поддержки малого бизнеса (инкубаторы, инновационно-технологические центры и проч.), отлажены система государственной финансово-кредитной и имущественной поддержки, а также механизм самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного кредитования и др.). В отличие от них подавляющее большинство белорусских предпринимателей не имеют выбора и вынуждены арендовать площади у государственных предприятий и учреждений. Причем даже в том случае, когда отдельные помещения для работы и не нужны: без наличия так называемого "юридического адреса" их просто не зарегистрируют.
Согласно же действующему в республике порядку (Указ Президента от 21.08.96г. N 302) ставки арендной платы устанавливаются в долларах США. При этом в условиях девальвации национальной валюты и одновременного ограничения роста цен частные предприятия оказываются в жестких тисках не только дефицита оборотных средств, но и хронически нарастающих убытков. Оплата аренды помещения становится самой весомой статьей затрат и достигает в зависимости от вида деятельности 20--45% в структуре себестоимости продукции, работ или услуг. Кроме того, из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды, так как существует возможность одностороннего изменения ряда пунктов договора, а также стремления арендодателя перенести на арендатора всю тяжесть расходов по содержанию собственности, большинству малых предприятий оказывается не по силам арендовать помещения, что приводит к сворачиванию малого бизнеса и в наибольшей мере -- бизнеса производственного, работающего, как правило, в форме юридического лица, поскольку именно он требует наличия значительных площадей и помещений.
Отчуждение объектов республиканской собственности и их безвозмездная передача частным предприятиям осуществляется только по решению правительства в порядке, установленном постановлениями Кабинета Министров от 12.06.95г. N 296 и от 13.08.96г. N 536 (с учетом последующих изменений и дополнений). Инициаторами такого отчуждения могут выступать только субъекты хозяйствования -- балансодержатели. Однако несмотря на то, что в республике имеется огромное количество неиспользуемых производственных площадей, назвать примеры инициирования отчуждения практически невозможно.
Все это подтверждают и данные опроса. Так, 33% респондентов -- юридических лиц в качестве причины сокращения объемов производства указали чрезмерно высокие ставки арендной платы. Кроме того, более 12% опрошенных, исходя из специфики деятельности их организаций (компьютерные, юридические, аудиторские услуги, дизайнерские и печатные работы и др.), готовы изменить свой организационно-правовой статус на статус индивидуального предпринимателя, так как в этом случае для размещения бизнеса не обязательно иметь отдельный офис.
Отсутствие в системе государственной поддержки предпринимательства эффективных мер стимулирования предпринимательской инициативы
Анализ развития малого бизнеса в ряде стран с переходной экономикой свидетельствует, что одной из основных мер, стимулирующих предпринимательскую инициативу и обеспечивающих быстрое и безболезненное вхождение в бизнес, является особый порядок налогообложения.
Действующая же в нашей стране система носит преимущественно фискальный характер, она направлена на исполнение бюджета путем максимального изъятия средств предприятий, что практически лишает их прибыли -- основного источника расширенного воспроизводства.
Данные опроса свидетельствуют, что 98% респондентов недовольны действующей системой налогообложения и в качестве ее недостатков отмечают следующее:
-- многообразие видов налогов и сборов (в настоящее время их общее число достигает 14, а с учетом местных -- более 18 видов);
-- сложность механизма расчетов (при исчислении налоги "накладываются" друг на друга, т.е. величина и правильность расчета одного зависит от величины и правильности расчета другого. При этом ошибки в очередности или порядке исчисления, даже если они ведут к общим переплатам в бюджет, наказываются);
-- высокий уровень бюджетных и внебюджетных изъятий (по данным за 2000г. их объем к валовому внутреннему продукту составил по бюджетным поступлениям 34,5%, с учетом доходов внебюджетных фондов -- 44,8%; в 2001г. -- соответственно 35,5% и 46,7%).
Сравните: средняя налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты составляет: в Австрии -- 37,8%, Бельгии -- 44%, США -- 21,2%, Франции -- 41,8%, России -- 19,5%, Колумбии -- 12,3%, Литве -- 26,4%, Перу -- 16%;
-- неоднозначность толкования отдельных положений и норм налогового законодательства, что приводит к ситуации, когда практически невозможно исчислить налоги так, чтобы это было неоспоримым (по данным МНС Беларуси, только у 0,5% проверенных в 2000г. предприятий не выявлено нарушений);
-- отсутствие реальных льгот и преференций для субъектов малого предпринимательства.
Действующая в стране упрощенная система налогообложения, основанная на введении единого налога и предварительной оплате стоимости патента, носит рамочный характер и практически не работает. Так, по данным Министерства экономики, на 1.08.2001г. ее применяло только 177 юридических лиц и 582 предпринимателя, то есть менее 0,5% от общего числа субъектов малого бизнеса.
Причины ее невостребованности, по данным соцопроса, следующие:
-- необоснованно низкие критерии для ее применения: численность -- до 15 человек; объем квартальной выручки -- до 5000 минимальных заработных плат -- вне зависимости от вида осуществляемой деятельности;
-- высокая стоимость патента (в случае многопрофильной деятельности стоимость патента определяется по виду деятельности, для которого она является максимальной, независимо от доли этого вида в общих результатах работы. Кроме того, устанавливаются совершенно разные, не подтверждаемые расчетами, ставки стоимости патента для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих или не применяющих наемный труд);
-- авансовый характер оплаты квартальной стоимости патента. В условиях нарастающего дефицита оборотных средств большинству субъектов малого предпринимательства не по силам вносить авансовые платежи в таких размерах. Так, квартальная стоимость патента в зависимости от вида экономической деятельности в минимальных заработных платах составляет: для юридических лиц -- от 30 до 240; для индивидуальных предпринимателей, применяющих наемный труд, -- от 22,5 до 210; для индивидуальных предпринимателей, не применяющих наемный труд, -- от 12 до 120 МЗП;
-- система ведения бухгалтерского учета остается громоздкой, так как в течение года не исключена вероятность возврата к общей системе налогообложения, в соответствии с которой исчисление и уплата налогов и сборов требует достоверного и подробного учета.
Таким образом, подавляющее большинство субъектов малого предпринимательства вынуждены использовать общую систему налогообложения, то есть реально малое предпринимательство каких-либо льгот, преференций или налоговых преимуществ по сравнению с субъектами среднего и крупного бизнеса не имеет.
Вместе с тем более 68% респондентов -- юридических лиц в качестве фактора, стимулирующего развитие индивидуального предпринимательства, указывают значительно меньший уровень налоговой нагрузки на данный сектор. Так, при идентичности условий хозяйствования (аренда помещения, аналогичные накладные и транспортные расходы, использование наемного труда, уплата страховых платежей и проч.) цена костюма, изготовленного индивидуальным предпринимателем, на 22% ниже цены такого же костюма, изготовленного юрлицом.
Чрезмерное регулирование порядка расчетов и высокая стоимость банковских услуг
На это указывают почти 48% респондентов. Речь идет прежде всего о строгой регламентации случаев использования наличных денег.
Юридические лица вправе осуществлять наличные расчеты только с разрешения руководителя банка, в котором открыт их расчетный счет, и только по целевому назначению в размере, не превышающем 50 МЗП в месяц. Однако частные ателье, парикмахерские, кафе, ремонтные мастерские закупают большой перечень (но в небольших объемах) сырья, материалов, комплектующих. Как партнеры они неинтересны оптовикам и заводам-производителям, отпускающим продукцию крупными партиями. Регламентация же целевого назначения наличных расчетов при слабом развитии системы оперативных безналичных расчетов с использованием расчетных карточек оборачивается для субъектов неоправданными временными и, как следствие, материальными потерями.
Кроме того -- несоответствие размеров санкций за несоблюдение требований порядка осуществления платежей наличными денежными средствами уровню допущенного нарушения.
Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами сверх определенного законодательством предельного размера, несут ответственность в виде штрафа в двукратном размере соответствующего платежа, взыскиваемого с каждого участника расчетов, то есть одновременно и с плательщика и с получателя денежных средств.
В соответствии со ст.6 Закона от 28.05.91г. "О предпринимательстве в Республике Беларусь" открытие счетов в банках относится к правам индивидуальных предпринимателей. Указ Президента от 2000-02-22г. N 82 "О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь" обязывает их открывать расчетные счета в банках, если размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) превышает 3000 МЗП в месяц, но большинство индивидуальных предпринимателей просто не показывают свою выручку и работают в основном с наличными деньгами. Риск быть ограбленным компенсируется не только экономией времени на инкассацию и на последующее снятие средств со счета, но и экономией на процентах, которые изымаются банками за услуги.
Правилами ведения кассовых операций, утв. правлением Национального банка от 25.06.96г. (протокол N 11), установлено, что денежные средства субъектов хозяйствования подлежат обязательному размещению и хранению на счетах в банке на договорных условиях, то есть на основании заключенного договора банк открывает клиенту расчетный счет и выполняет операции по его обслуживанию, а именно: зачисляет и перечисляет безналичные, принимает и выдает наличные денежные средства. При этом за оказанные услуги владелец счета уплачивает банку комиссионное вознаграждение, размер которого каждый банк устанавливает самостоятельно.
Так, комиссионное вознаграждение за кассовое обслуживание клиентов филиала N 512 АСБ "Беларусбанк" при снятии наличных денег на цели, носящие социальный характер, то есть на заработную плату, пенсии и т.п., равняется 2% от суммы для юридических лиц и 3% -- для индивидуальных предпринимателей. Комиссионное вознаграждение при снятии наличных денег на прочие цели, например командировочные, представительские и прочие расходы, составляет 3% и 8% соответственно. Таким образом, расходы, связанные с получением своих же, ранее сданных в банк денег, оказываются весьма значительными и, более того, процедура этого получения предельно формализована.
Нестабильность законодательно-правовой среды
Практика работы субъектов малого предпринимательства -- юридических лиц свидетельствует о том, что условия их функционирования в отличие от индивидуальных предпринимателей определяются законодательством, регулирующим деятельность всех субъектов экономики.
Однако, как отмечают 89% респондентов, сложившаяся в республике законодательно-правовая среда нестабильна, бессистемна и далека от совершенства, так как содержит много отсылочных норм, перегружена подзаконными актами и ведомственными материалами. Принятие многочисленных дополнений, разъяснений, инструкций создает атмосферу неуверенности, что крайне негативно сказывается как на текущей работе предприятий, так и на перспективах их развития.
Так, если в 1991г. на уровне правительства было принято 507 документов, регулирующих экономическую деятельность, то в 1999г. -- 2084. В 2000г. нормативно-правовая база ежедневно пополнялась двумя-тремя документами, причем некоторые из них вводились в действие задним числом, что вносило хаос в работу предприятий и вызывало их серьезное недовольство. Например, Декрет Президента от 2001-03-12г. N 7 "Об увеличении размера единого платежа, предусмотренного п.1 ст.23 Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" и о порядке распределения этого платежа" был введен в действие со дня его официального опубликования. Первоначально бухгалтеры предприятий для исчисления размера единого платежа должны были поступившую в марте выручку разбивать пропорционально числу дней до и после издания Декрета и раздельно, с каждой части, исчислить налог. Затем в июле вышла инструкция, определяющая иной порядок разбивки выручки за март и обязующая субъектов сделать пересчет ранее исчисленных и уплаченных налогов.
Таким образом, в сложившихся условиях законопослушная деятельность становится проблематичной вопреки желанию и квалификации.
Итак, можно сделать вывод, что наличие перечисленных выше факторов, сдерживающих инициативу и предприимчивость, создает в стране антиинвестиционный климат и обстановку, когда субъекты малого бизнеса, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, не рискуют и практически не в состоянии расширять действующее производство или осваивать новые виды продукции (27%), создавать дополнительные рабочие места или внедрять инвестиционные проекты с участием иностранных партнеров (19% опрошенных). Отсюда стремление в сектор индивидуального предпринимательства -- это способ самосохранения, позволяющий заниматься той же деятельностью, но с меньшими затратами, а также обеспечивающий мобильность средств, следовательно, возможность их сохранения в случае изменения рамочных условий работы.