Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Резонанс
24.02.2012 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИНДИКАТИВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ©

Беларусь должна перейти от директивного планирования к индикативному. Это означает отказ от доведения министерствам и субъектам хозяйствования обязательных для выполнения показателей. Разрабатываемые прогнозы будут определять экономические приоритеты и ориентировать предприятия, отрасли, регионы на получение качественного результата в той или иной сфере. В систему планирования предлагается ввести регламенты корректировки и мониторинга.

Беларусь должна перейти от директивного планирования к индикативному. Это означает отказ от доведения министерствам и субъектам хозяйствования обязательных для выполнения показателей. Разрабатываемые прогнозы будут определять экономические приоритеты и ориентировать предприятия, отрасли, регионы на получение качественного результата в той или иной сфере. В систему планирования предлагается ввести регламенты корректировки и мониторинга.

Такие подходы заложены в проекте закона «О государственном индикативном планировании социально-экономического развития Республики Беларусь», подготовка которого к рассмотрению в первом чтении идет в Палате представителей. О необходимости перехода к индикативному планированию и о том, что уже подготовлена новая редакция закона о государственном прогнозировании, говорил, представляя в феврале прошлого года в Национальном собрании программу деятельности правительства на 2011–2015 годы, Михаил Мясникович. Премьер тогда сообщил, что в соответствии с этим документом «качественные показатели эффективности экономики, производительности труда и внешней торговли призваны эволюционно заменить или по крайней мере отодвинуть на вторые места план по валу».

Кстати, наши партнеры по ЕЭП уже давно отказались от директивного планирования, лишь в Беларуси сохранились, пусть и в слегка измененном виде, существовавшая в СССР практика доведения до министерств и предприятий количественных показателей, включенных в прогноз, и жесткий спрос за их выполнение. Пересмотр или корректировка утвержденных параметров не приветствуется. Что касается западных бизнесменов, то указание «сверху» обеспечить требуемые темпы роста воспринималось бы ими вообще как неуместные попытки вмешательства в хозяйственную деятельность. Ведь каждый из них и без административного нажима стремится к успеху и развитию своего дела.

Некоторые эксперты, убежденные в том, что директивное планирование себя окончательно дискредитировало, высказывали предположение, что уже в 2012 г. правительство от него откажется. Однако соответствующий законопроект поступил в Палату представителей лишь полтора месяца назад. Депутаты планируют рассмотреть его в первом чтении на весенней сессии, которая откроется в начале апреля.

Индикативное планирование (от лат. indicator — указатель) — это ориентирующее планирование на государственном уровне. При нем изменяются функции и роль госорганов — они должны создавать условия, позволяющие субъектам хозяйствования достичь наибольшей эффективности.

Как объяснил председатель Постоянной комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Александр Антоненко, законопроект объединяет все разрабатываемые программы и стратегии, а также ранжирует их по уровню важности. По его словам, комплексный прогноз научно- технологического развития страны на 20 лет, подготовка которого возложена в первую очередь на Госкомнауки и НАН Беларуси, призван содействовать ускорению структурных преобразований в экономике и повышению ее конкурентоспособности. Разработка и выполнение Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и размещения производительных сил на 15 лет поможет переломить тенденцию концентрации трудовых ресурсов в Минске и других крупных городах, улучшить качество жизни в небольших поселениях.

С учетом перехода на разработку финансовых планов государства и Национального банка на трехлетний период вводится годовой индикативный план социально-экономического развития и прогноз важнейших параметров на последующие 2 года с его ежегодным обновлением, что, по словам депутата, повысит уровень обоснованности формирования госбюджета.

В отличие от ныне действующего Закона от 5.05.1998 № 157-3 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» в систему планирования включаются регламенты корректировки и мониторинга. Ставится задача усиления региональной составляющей системы прогнозирования, вводится такое понятие, как стратегия устойчивого развития областей.

Вполне вероятно, что законопроект в течение года успеет пройти все необходимые процедуры в Национальном собрании и будет подписан Президентом. И тогда планирование социально-экономического развития должно будет строиться по иным правилам.

Как быстро впишется новый закон в белорусские реалии, сказать трудно. С большой долей вероятности можно утверждать, что переход к индикативному планированию будет непростым. Не случайно первый заместитель директора НИЭИ Минэкономики Виктор Пинигин недавно высказал мнение, что в текущем году тенденции по директивному управлению экономикой будут сохраняться. По его словам, в ходе подготовки прогноза социально-экономического развития на 2012 г. рассматривалась возможность перехода на индикативное планирование. «Речь шла о том, чтобы вообще не доводить до министерств директивные показатели. Пока на это перейти не удалось», — сказал В.Пинигин. При этом он отметил, что те показатели, которые будут доводиться до госорганов, являются более качественными — это материалоемкость, энергоемкость и производительность труда. Правда, признал ученый, в их число входят и отдельные объемные показатели — например, валовой региональный продукт.

Анна РАДЮК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений