Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
10.01.2012 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИНДЕКСАЦИЯ ПО ВСЕМ СТАТЬЯМ©

Бюджет 2012 года, утвержденный в самом конце декабря, будет бездефицитным за счет прогнозируемого роста доходов в 2,8 раза и увеличения расходов в 2,3 раза в сравнении с показателями, установленными на 2011 г. Таким образом, инфляционный потенциал ушедшего года обеспечивает динамику года текущего, усиленную намерениями поддержать высокие темпы роста экономики.

Бюджет 2012 года, утвержденный в самом конце декабря, будет бездефицитным за счет прогнозируемого роста доходов в 2,8 раза и увеличения расходов в 2,3 раза в сравнении с показателями, установленными на 2011 г. Таким образом, инфляционный потенциал ушедшего года обеспечивает динамику года текущего, усиленную намерениями поддержать высокие темпы роста экономики.

Доходная и расходная части бюджета–2012 уравновешенны красивой суммой — 92,7 трлн. Br. Как и прежде, структура доходов на 90% будет сформирована налоговыми поступлениями на общую сумму 83,5 трлн. Br. Большие надежды возлагаются на поступления от внешнеэкономической деятельности: они должны вырасти в 3,5 раза по сравнению с бюджетным законом на 2011 г. — до 25,4 трлн. Br. Впрочем, учитывая 3-кратную девальвацию, рост доходов от ВЭД за счет увеличения объемов внешнеторговой деятельности выглядит не столь уж грандиозным — особенно в чаянии преимуществ от создания ЕЭП. Поступления от других налогов в среднем удвоятся, т.е. по сути индексируются на уровень прошлогодней инфляции. Неналоговые платежи, ожидается, принесут казне 9,3 трлн. Br (рост в 2,7 раза). При этом доходы от использования госимущества должны составить 5,9 трлн. Br, сдача его в аренду — 1,3 трлн., а реализация имущественных прав — 409,07 млрд. Br.

В состав бюджета включены доходы фонда национального развития (428,7 млрд. Br), отраслевых инновационных фондов (3,8 трлн. Br), резервный фонд Президента (2,165 трлн. Br). Объем резервных фондов увеличен до 2,5 трлн. против 0,3 трлн. в прошлом году.

Межбюджетные трансферты по сравнению с прошлым годом увеличились почти в 2,3 раза, до 27,5 трлн. Br. При этом дотации регионам возросли в 2,4 раза, до 23,9 трлн. Br, в т.ч. Брестской области — 4,438 трлн. Br, Витебской — 4,125 трлн., Гомельской — 4,081 трлн., Гродненской — 4,025 трлн., Минской — 3,149 трлн., Могилевской — 4,083 трлн. Br.

Субвенции на преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС возрастут вдвое, до 1,8 трлн. Br, на индексирование жилищных квот (по приватизационным чекам «Жилье») — на 29%, до 247,8 млрд. Br, на развитие сельхозпроизводства и рыбохозяйственной деятельности — на 42%, до 1,022 трлн. Br, на проведение фестиваля «Дожинки» планируется направить 81,2 млрд. Br, на строительство распределительных газопроводов — 408 млрд. Br.

Расходы на охрану окружающей среды запланированы в размере 531 млрд. Br, финансирование дорожного хозяйства — 2,083 трлн. Br.

Финансирование общегосударственной деятельности увеличено в 2,6 раза, до 44,3 трлн. Br, в т.ч. на международную деятельность — в 2,5 раза, до 1,4 трлн. Br. Таким образом, призывая население «жить по средствам», само государство затягивать пояс не собирается. Обслуживание госдолга потребует в этом году 7,107 трлн. Br против 2,4 трлн. в прошлом. В частности, на погашение внешнего долга предстоит направить 5,937 трлн. Br (в 2011 г. — 2,2 трлн.). Бюджетные кредиты, ссуды, займы планируется сократить на 112 млрд. Br против прошлого года — до 2,143 трлн. Br.

Расходы на национальную оборону увеличены в 2,2 раза, до 4,6 трлн. Br, на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — в 1,9 раза, до 7,4 трлн. Br. Так, органы внутренних дел получат 2,915 трлн. Br, органы госбезопасности — 521,9 млрд. Вr, судебной власти — 451,9 млрд. Br, таможенные — 404,9 млрд. Br. Другие вопросы в области обеспечения безопасности будут стоить налогоплательщикам 535,9 млрд. Br.

Поддержка национальной экономики из республиканского бюджета увеличится в 2,3 раза, до 16,879 трлн. Br. При этом в АПК запланировано вложить 6,738 трлн. Br, в т.ч. в развитие сельхозпроизводства, рыбоводства и переработки сельхозпродукции — 1,4 трлн. Br, а в «прочие вопросы» в области сельского хозяйства — еще 4,652 трлн. Br.

Стимулирование промышленности, строительства и архитектуры будет почти утроено — до 2,596 трлн. Вr. При этом промышленные предприятия могут рассчитывать на 299,9 млрд. Br, строители — на 680,8 млрд. Br. Остальные — 1,6 трлн. — проходят с пометкой «прочие вопросы».

Поддержка транспортной отрасли обойдется налогоплательщикам в 458 млрд. Br. Примечательно, что и здесь основная часть средств — 371 млрд. — будет направлена в «иные вопросы в области транспорта».

Несмотря на более чем выгодные условия поставки российских углеводородов и продажу «Белтрансгаза», на поддержку топливной отрасли и энергетики запланировано увеличить почти в 6 раз, до 3,5 трлн. Br. Развитие связи требует от казны 262 млрд. Br, а жилищно-коммунальное хозяйство – только 53,015 млрд. Br.

Финансирование нужд здравоохранения из республиканского бюджета будет увеличено в 2,4 раза, до 3,8 трлн. Br, при этом на медпомощь населению предусмотрено 1,8 трлн. Br, столько же – на «другие вопросы» в области здравоохранения. Пропорционально прочим увеличены расходы на образование (в 2,2 раза) – до 4,6 трлн. Br. Двукратный рост заложен в меры социальной политики, оцениваемой в 8,8 трлн. Br, в т.ч. пенсионные выплаты составят 3,697 трлн. Br, на помощь в обеспечении жильем – 4,686 трлн. Br.

Расходы на финансирование госпрограмм утверждены в размере 16,3 трлн. Br. При этом чистый прирост кредитования этих программ, как предусмотрено постановлением Совмина от 30.12.2011 №1779, должен составить не более 7 трлн. Минфину рекомендовано ограничить чистый прирост кредитования госпрограмм за счет ранее накопленных остатков. Задача предстоит сложная, что становится очевидным при изучении заявок. Только программа развития села требует 6,5 трлн. Br, рыбохозяйственной деятельности – 35,1 млрд. Br, поддержка личных подсобных хозяйств – 49,5 млрд. Br, племенное животноводство – 88,3 млрд. Br, программа «Агропромкомплекс» – еще 59,5 млрд. Br, механизация производства сельхозкультур имеет бюджет 20,5 млрд. Br, технологии и оборудование машиностроения ожидают финансирования в размере 29,7 млрд. Br, само «Машиностроение» – еще 33,8 млрд. Br.

Не останется без денег и наука. Так, на развитие Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли предстоит изыскать 45 млрд. Br, на реализацию программы энергосбережения – 180,7 млрд. Br, на научное сопровождение атомной энергетики – 9,3 млрд. Br. Бюджет отечественных инновационных биотехнологий – 38,2 млрд. Br, а взнос в межгосударственную программу ЕврАзЭС «Инновационные биотехнологии» – 11,5 млрд. Br. Поддержка радиоэлектроники и микроэлектроники обойдется в 20,4 млрд. и 32,1 млрд. соответственно. За рамками общей тенденции оказалось финансирование государственной инвестиционной программы: в этом году ассигнования на нее увеличены лишь на 61%, до 3,171 трлн. Br.

Лимит внутреннего госдолга в этом году расширен до 34 трлн. Br против 4 трлн. Br, установленных на 2011 г. и фактическим значением – 18,7 трлн. по итогам 2011 г); а лимит внешнего – до 14,3 млрд. USD против 13 млрд. USD прошлогодних. Лимиты гарантированного правительством долга внутреннего и внешнего сохранены в размере 20 трлн. Br и 5 млрд. USD, соответственно.

Устанавливая границы государственного долга, законодатели, вероятно, учли, что в прошлом году компенсировать дефицит внешней торговли позволили масштабные внешние заимствования, а также искусственное улучшение торгового сальдо. В новом году расчет сделан на эти же проверенные инструменты. Осталось понять – сработают ли они на сей раз.

Кирилл ПРУДНИКОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений