$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ИНДЕКСАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ©

04.05.2012

Искусственного и необоснованного увеличения штрафов в Беларуси не будет, заявил на пресс-конференции в Минске заместитель председателя ВХС Алексей Егоров, отвечая на вопросы СМИ о готовящихся изменениях в законодательство об административной ответственности и практике рассмотрения хозяйственными судами подобных дел.

По словам А.Егорова, дела такой категории рассматриваются хозяйственными судами всего 5 лет. За это время сложилась единообразная судебная практика, но законодательство об административной ответственности постоянно корректируется.

Сейчас готовится очередной пакет существенных изменений, связанных с исполнением предписаний Директивы Президента от 30.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», пояснил зампредседателя ВХС. В ближайшее время законопроект поступит в парламент. В частности, планируется исключить из главы 12 КоАП нормы, предусматривающие конфискацию имущества, не находящегося в собственности лица, совершившего административное правонарушение и т.п. Вместе с тем уже более года ряд прямых норм Директивы № 4 выполняется. Например, в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан.

По словам А.Егорова, статистика показывает увеличение рассмотрения данной категории дел в I квартале 2012 г. всего на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. При этом основными лидерами увеличения поступления административных производств являются хозяйственные суды г. Минска и Минской области (24% и 21% соответственно). В столичном хозяйственном суде на 27% и 37% увеличилось поступление материалов, направляемых соответственно налоговыми и таможенными органами (в 2011 г. — 200 и 17, а в 2012-м — 276 и 27). Одновременно уменьшилось число обжалуемых судебных постановлений по административным делам, а также количество их отмен, например, в ВХС первых стало почти на 45% меньше, а вторых — почти в 3 раза (в 2011 г. — 105 и 28, а в 2012-м — 58 и 10 соответственно).

По мнению зампредседателя ВХС, данные цифры говорят о единообразии и стабильности судебной практики. Для этого было сделано немало: c 2007 г. судебной коллегией ВХС по административным делам проводятся семинары, вырабатываются единые подходы к решению проблемных вопросов. Кроме того, хозяйственные суды ведут прямой диалог с контролирующими органами, составляющими протоколы об административных правонарушениях. А.Егоров также напомнил, что в 2011 г. постановлением Президиума ВХС были утверждены методические рекомендации по применению ПиКоАП и КоАП, снявшие множество спорных вопросов.

Довольно эффективно при рассмотрении дел, в т.ч. и жалоб на постановления по административным делам, оправдывает себя техническое нововведение — использование видео-конференц-связи при проведении судебных заседаний. В I квартале 2012 г. их проведено около 30. Использование этих технологий позволяет сэкономить время и средства на участие в рассмотрении дел.

А.Егоров отметил, что наибольшее количество дел в хозяйственных судах республики связано с незаконной предпринимательской деятельностью и привлечением к административной ответственности по ст. 12.7 КоАП, хотя в Витебской области таких дел в текущем году стало меньше. Ранее при этом, помимо штрафа, как правило, проводилась конфискация предметов административного правонарушения, орудий и средств его совершения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности. Теперь, с повышением штрафа с 50 до 100 БВ, суды могут и не применять конфискацию в зависимости от обстоятельств дела. Только альтернативная конфискация позволяет реально и обоснованно учитывать особенности конкретного правонарушения. Единственное требование — в мотивировочной части судебного постановления судом должно быть обосновано применение или неприменение конфискации, подчеркнул А.Егоров.

Сегодня физическими лицами совершается много правонарушений, связанных с нарушением порядка вывоза лома и отходов черных и цветных металлов. По словам зампредседателя ВХС, их особенно много в Гомельской области — там незаконным промыслом занимаются как белорусы, так и граждане соседних государств. В 2011 г. здесь такие дела составили более половины общего количества дел, а в I квартале т.г. их уже было рассмотрено 68, тогда как в январе–марте 2011 г. — 48. Сейчас эти правонарушения квалифицируются по общей части ч. 11 ст. 12.7 КоАП. Но следовало бы ввести специальную норму, предусматривающую ответственность за нарушение правил оборота лома черных и цветных металлов с градацией ответственности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заготовительных организаций.

Пока же существует противоречие: с одной стороны, ряд граждан превращает заготовку и сбор металлолома в незаконную предпринимательскую деятельность без госрегистрации, с другой — ряд нормативных правовых актов призывает всех активно сдавать металлолом. Основная сложность для контролирующих органов и судов состоит в том, чтобы отделить законную деятельность от незаконной.

Увеличение с 1 апреля почти втрое размера базовой величины, по мнению А.Егорова, не означает, что во столько же раз увеличилась и общественная опасность деяния, в связи с которым налагается штраф. Если, например, ответственность установлена в размере до 10 БВ, суд может, ничего не нарушая, наложить штраф в 3 или 4 БВ, обеспечив соответствующую соразмерность. Иная ситуация, если, например, по какому-то нарушению установлена ответственность от 20 до 50 БВ, а минимальный ее размер не может быть менее 20 БВ. В этом случае суд вынужден придерживаться именно этих норм. Однако искусственного усиления необоснованной ответственности не будет, заявил зампредседателя ВХС.

Татьяна АБРАМОВИЧ