Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Глобализация
03.10.2003 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Индекс развития и потенциал реформ

Избранная Беларусью модель экономического развития, а также достигнутые к настоящему времени результаты оцениваются отечественными и зарубежными экспертами и аналитиками весьма разноречиво...

Избранная Беларусью модель экономического развития, а также достигнутые к настоящему времени результаты оцениваются отечественными и зарубежными экспертами и аналитиками весьма разноречиво. Приверженцы осуществляемого социально-экономического курса говорят о том, что вполне обоснованно не поддались внушению, что само по себе скорейшее проведение реформ -- это гарантия успеха, а либерализация и приватизация -- панацея от кризисных явлений и исключительно эффективное средство для ускорения процессов экономического роста. В подтверждение приводятся показатели официальной статистики о среднегодовом приросте валового внутреннего продукта страны в период 1997--2002гг. на уровне 6,4%. О достигнутом по итогам 2002г. превышении уровня докризисного 1990г. по производству продукции промышленности на 11,5%, потребительских товаров -- на 22%, реальным денежным доходам населения -- на 47,6%, розничному товарообороту -- на 49,7%.

Оппоненты же указывают на затянувшиеся реформы и отсутствие ощутимых результатов рыночных преобразований. По их мнению, методология официальной статистики далека от совершенства и не отражает реального положения дел в экономике республики. В целом сторонники такого подхода избранный путь экономического развития Беларуси оценивают как ошибочный и требующий скорейшего пересмотра.

В этой связи для более полной объективности целесообразно обратиться к результатам оценки положения в 175 странах, осуществленной независимыми международными экспертами Программы развития ООН (ПРООН) по критериям, принятым в международной практике.

Следует уточнить, что с начала 1990-х годов для оценки достижений различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование и обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи в мировом сообществе используется такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП -- это сводный показатель развития человеческого потенциала, основными составляющими которого являются индекс средней продолжительности жизни, отражающий ожидаемую продолжительность жизни при рождении; индекс образования, характеризующий уровень грамотности и уровень охвата населения учреждениями образования, а также индекс ВВП, основанный на показателе валового внутреннего продукта на душу населения (ППС в долл. США). Все эти составляющие, очевидно, относятся к числу основных предпосылок успешного развития общества в целом и каждого его члена, в частности.

В опубликованном Представительством ООН Докладе о развитии человека за 2003г. Беларусь вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. В рейтинге 175 стран она заняла 53-е место (в 2002г. -- 56-е). Как и в минувшем году, индекс развития человеческого потенциала Беларуси выше, чем у всех стран СНГ, и немногим уступает прибалтийским странам.

В табл.1. представлены тенденции изменения индекса развития человеческого потенциала стран, ставших независимыми государствами в результате распада СССР.
 
Табл.1

============================================================
Рейтинг страны   Годы
============================================================

по ИРЧП           1990      1995    2001
                                  
41 Эстония       0,814     0,793    0,833
45 Литва         0,819     0,785    0,824
50 Латвия        0,803     0,761    0,811
53 Беларусь      0,806     0,774    0,804
63 Российская                     
   Федерация     0,809     0,766    0,779
75 Украина       0,797     0,748    0,766
76 Казахстан     0,781     0,738    0,765
87 Туркменистан  ..         ..      0,748
88 Грузия        ..         ..      0,746
89 Азербайджан   ..         ..      0,744
100 Армения      0,756     0,709    0,729
101 Узбекистан   0,728     0,712    0,729
102 Кыргызстан   ..         ..      0,727
108 Молдова      0,756     0,704    0,700
113 Таджикистан  0,736     0,665    0,677
============================================================

Как видно из приведенных данных, в 1990г. в рамках единого государства тогда еще союзные республики, обладали различным уровнем значения ИРЧП. Он варьировался от самого высокого значения 0,819 у Литвы до 0,726 у Узбекистана (данные 1990г. по Азербайджану, Грузии, Кыргызстану и Туркменистану отсутствуют). Беларусь с показателем 0,806 находилась к тому времени на четвертом месте среди представленных республик после Литвы, Эстонии и Российской Федерации. Под влиянием системного кризиса, охватившего все без исключения страны постсоветского пространства в период 1990--1995гг., индекс развития человеческого потенциала здесь снижался. Очевидно, что остановка экономического роста является причиной снижения ИРЧП и обусловливает неспособность государств увеличивать уровень доходов и социальных благ населения.

С началом преодоления кризиса и стартом экономического подъема прослеживается тенденция роста ИРЧП. При этом наверстать "упущенное" в период кризиса и превысить уровень значения ИРЧП, достигнутого в 1990г., к настоящему времени удалось лишь странам Балтии и Узбекистану.

Беларусь на данном этапе вплотную приблизилась к значению ИРЧП 1990г. Из других стран СНГ более близок к докризисному значению индекса Казахстан (-0,016). Более отдаленная перспектива достижения уровня значений 1990г. у Российской Федерации, Украины (-0,030) и Армении (-0,027).

Таким образом, высокие показатели ИРЧП Беларуси дают основания для определенного оптимизма, поскольку образованность и грамотность населения являются важными факторами устойчивого экономического развития страны.

Сравнение показателя ВВП на душу населения, достигнутого к настоящему времени с наивысшим значением, приходившимся, как правило, на 1989--1990гг., позволяет сделать вывод о глубине экономического спада, характерного для всех постсоветских республик. Исходя из этого показателя можно достаточно обоснованно говорить о том, что ни одной из рассматриваемых стран не удалось превысить средний уровень благосостояния своих граждан, достигнутый в рамках единого государства.

При этом степень расслоения общества можно оценить соотношением доходов 10 и 20% богатейших и соответственно беднейших слоев населения. Наибольшее неравенство, где доходы 10% наиболее богатых граждан более чем в 10 раз превышают доходы 10% беднейших, характерно для Грузии, Туркменистана, Армении, Молдовы. Особенно рельефно выражено неравенство по доходам в Российской Федерации, где превышение составило более 20 раз.

Уровень технологического развития стран Балтии и СНГ в значительной степени характеризуется величинами экспорта промышленных товаров от объема экспорта товаров и экспорта высоких технологий в объеме промышленных товаров. Так, невысокое значение экспорта промышленных товаров некоторых из приведенных стран, свидетельствует о его сырьевой направленности, а также о том, что данные страны живут преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, добывающей промышленности и сельского хозяйства.

С учетом той роли, которая принадлежит инновационной составляющей в современном экономическом развитии государств, весьма примечательны приведенные сведения об экспорте высоких технологий. В этом ряду выделяется Эстония с показателем 19%. У всех стран СНГ экспорт высоких технологий от объема промышленных товаров варьируется в незначительных пределах -- от 8% в Беларуси, Российской Федерации и Азербайджане до 3% в Республике Молдова (данные по Украине, Грузии, Узбекистану и Таджикистану отсутствуют). Значения этого показателя в Литве и Латвии, также находятся в указанных границах. Для сравнения: средний показатель экспорта высоких технологий стран большой семерки превышает 22%, а таких ее членов, как США, Япония, Англия и Франция, составляет 32, 26, 31 и 23% соответственно.

Понятно, что страны, в экономике которых современные технологии не являются решающим фактором развития, по уровню благополучия и благосостояния населения все в большей степени отстают от обществ, создающих высокие технологии и производящих наукоемкую продукцию. Как видно, лидерами среди стран СНГ по привлечению в национальную экономику прямых иностранных инвестиций являются Казахстан, Эстония, Молдова, Грузия с уровнем показателя 12,3; 9,8; 6,3 и 5,1% от ВВП соответственно. Беларусь и Российская Федерация с показателем на уровне 0,8% от ВВП выглядят в этом ряду более чем скромно. Это свидетельствует о необходимости принятия последними дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятного имиджа страны.

Повышенное бремя нагрузки по обслуживанию долгов ложится на экономику таких стран СНГ, как Казахстан, Молдова, Кыргызстан, где на полное обслуживание задолженности в настоящее время требуется 14,9; 12,8 и 11,6% от ВВП соответственно. Из стран Балтии с указанным показателем на уровне 16,1% от ВВП выделяется Литва. Беларусь имеет самый низкий показатель задолженности. На полное ее обслуживание Республике Беларусь необходимо 1,9% ВВП.

Таким образом, обобщение и сравнительная оценка характеристических данных об уровне социально-экономического развития стран СНГ и государств Балтии, представленных в Докладе о развитии человека за 2003г., позволяют сделать некоторые выводы и относительно нашей страны.

Беларуси удалось смягчить негативные последствия системного кризиса для экономического развития государства, избежать существенного расслоения общества по уровню доходов. Страна обладает весомым экономическим потенциалом и благоприятными стартовыми условиями для более динамичного реформирования экономики и проведения структурной перестройки на основе достижений научно-технического прогресса. Именно в инновационном развитии экономики, наращивании объемов экспорта высоких технологий ее будущее.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by