Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №41(2637) от 02.06.2023 Смотреть архивы

USD:
2.9357
EUR:
3.1794
RUB:
3.6518
Золото:
187.42
Серебро:
2.24
Платина:
100.8
Палладий:
140.63
Назад
Факты, комментарии
28.08.2012 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Имя сыра своего©

Национальный союз производителей молока России «Союзмолоко» подал в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков «Российский», «Костромской» и «Пошехонский» по классу сыров. Если российское патентное ведомство удовлетворит ее, то украински...

Национальный союз производителей молока России «Союзмолоко» подал в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков «Российский», «Костромской» и «Пошехонский» по классу сыров. Если российское патентное ведомство удовлетворит ее, то украинским, белорусским и прибалтийским сыроделам могут запретить производить сыры указанных наименований.

По словам председателя правления Союзмолока Андрея Даниленко, это одна из форм защиты отечественного производителя. В РФ производством сыров занимаются около 450 предприятий, и каждое из них выпускает определенные объемы продукции под этими брендами. Если акция союза увенчается успехом, предприятия, находящиеся за пределами Таможенного союза, не смогут использовать эти три названия, а производители Беларуси и Казахстана получат такое право «при определенных условиях».

Впрочем, юристы сомневаются, что данные товарные знаки, если речь идет именно о словесных обозначениях, будут зарегистрированы, и даже если это случится, регистрацию можно будет оспорить в суде или защитить свои права через антимонопольные органы.

Как прокомментировал «ЭГ» патентный поверенный Валентин Рачковский, именовать белорусские сыры «российскими», на первый взгляд, странно. Но так сложилось, что обозначения «Российский», «Костромской» и «Пошехонский» в области сыроделия имеют давнюю историю, используются многими предприятиями на постсоветском пространстве и, конечно, известны потребителям вне привязки к российским географическим названиям — Костромы, Пошехонья или самой России.

«Эти названия сегодня уже не выполняют ни функцию географических указаний — достоверно информировать о месте производства маркированных ими товаров, ни функцию товарных знаков — индивидуализировать товары различных производителей, — считает В.Рачковский, — а используются как вошедшие во всеобщее употребление наименования продукции определенного вида, рода, качества. Что касается перспектив регистрации указанных слов в качестве товарных знаков, то они, действительно, сомнительны».

В силу требований российского и международного законодательства подобные слова включаются в товарные знаки только в качестве неохраняемых элементов. «В рассматриваемой ситуации попытка регистрации товарных знаков может восприниматься скорее как тактический шаг и, строго говоря, не является подходящим юридическим инструментом, который следовало бы использовать для блокирования поставок на российский рынок спорных сыров, произведенных, например, в Беларуси. Тем не менее намерение россиян отстоять чистоту российских географических указаний и исключить из сферы их использования производителей, не имеющих отношения к России или к конкретному географическому объекту, заслуживает внимания и является сигналом производителям из других государств о том, что они могут столкнуться с соответствующими проблемами на российском рынке», — полагает В.Рачковский.

Заметим, что, по данным Союзмолока, 10 лет назад российский, костромской и пошехонский сыры занимали более 50% рынка, сейчас их доля снизилась до 30%. Да и в Беларуси появляется все больше новых наименований, завоевывающих предпочтения покупателей. Так что война за «ностальгические бренды» имеет все меньше смысла.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений