$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ИМЯ КОМПАНИИ ДЕЛАЮТ ЛЮДИ

30.11.2010

В последнее время ландшафт белорусского аудиторского рынка стремительно меняется. Растет число участников, среди которых выделяются мировые консалтинговые бренды. В их среде тоже происходят перемены. Так, сегодня бурно обсуждаются изменения в крупнейшей из аудиторских фирм республики, лидирующей в рейтинге, составленном управлением аудита Минфина, как по объемам выручки, так и по числу аудиторов. Прояснить ситуацию мы попросили ее руководителя Александра ШКОДИНА.

— Александр Николаевич, что произошло в вашей компании?

— Действительно, произошли серьезные изменения. Наше частное унитарное предприятие вышло из международной сети KPMG, а я сложил с себя статус партнера этой сети. Для этого шага был ряд причин организационного и финансового характера, однако я не хотел бы обсуждать их сейчас.

Одновременно я подписал соглашение о вступлении предприятия в сеть BDO International.

— Но клиентов волнует, сможет ли фирма исполнять свои обязательства?

— Конечно, сможем. Предприятие как юридическое лицо сохраняется, а действующее законодательство позволяет достаточно оперативно вносить в учредительные документы и лицензии изменения, связанные с произошедшим переименованием. Так что все заключенные договоры будут исполнены в срок с надлежащим качеством теми же специалистами, а новые можно заключать без всякого опасения. Смена одного мирового бренда на другой, не менее авторитетный, не доставит никаких неудобств нашим клиентам.

— Но в Беларуси подобные перемены случаются нечасто, а потому вызывают беспокойство.

— Возможно. Тем не менее за рубежом это не столь уж редкая практика. Национальные консалтинговые компании время от времени выходят из одних международных сетей и переходят в другие, а их партнеры — физические лица также меняют место работы.

— Все-таки любой ребрендинг — шаг рискованный: вдруг не узнают под новой «вывеской». Возникает вопрос – что важнее: имя фирмы или те услуги, которые под ним предлагаются, и люди, их оказывающие?

— Иными словами, что первично: курица или яйцо... Конечно, важнее всего — люди, их квалификация и старание. Именно они предоставляют услуги, которые должны завоевать клиентов, наполнить имя фирмы реальным потребительским интересом. Впрочем, в нашей стране есть своя специфика. Мы пока слабо интегрированы в мировые финансовые рынки. А потому белорусским менеджерам и чиновникам известные за рубежом консалтинговые бренды зачастую мало что говорят. Так что, приходя в Беларусь, им приходится завоевывать доверие и авторитет почти с нуля. И тут важнее всего — специалисты, знающие как национальное законодательство и местные условия, так и международные стандарты.

— Итак, полку международных сетей в Беларуси прибывает. Изменит ли это расстановку сил на отечественном рынке аудита и консалтинга?

— В какой-то мере да. И это очень хорошо. Ведь мировые сети приносят с собой отработанные десятилетиями технологии и проверенные временем методы работы. Все они работают по очень высоким стандартам качества. Это усиливает конкуренцию и будет способствовать повышению качества аудиторских услуг в целом. Отмечу, что мы готовы к такой конкуренции.

— А все остальные? Ведь в Беларуси число аудиторских фирм увеличилось до 142, а аудиторов — индивидуальных предпринимателей — до 562.

— К сожалению, численный рост не всегда сопровождается качественным. Ведь большинство компаний на рынке имеют минимальную численность специалистов и не способны оказывать услуги на надлежащем уровне, осуществлять предусмотренный в т.ч. и нашим законодательством внутренний контроль качества, разрабатывать и осваивать современные технологии аудита, брать на себя имущественную ответственность за результаты проверок. Об ИП тут и говорить не приходится. Поэтому более позитивной тенденцией было бы слияние мелких компаний в более крупные. Единственный ощутимый результат увеличения числа участников рынка — это попытки возместить недостаток качества услуг ценовым демпингом.

— Может, это и к лучшему — ведь небольшие организации много заплатить все равно не смогут...

— А это уже вопрос целесообразности нынешних критериев обязательного аудита. В ряде случаев они устарели. Потому для некоторых предприятий, особенно среди подпадающих под планку 600 тыс. EUR, аудит становится непонятно зачем навязанной обузой. Неудивительно, что его стремятся провести формально и подешевле — только чтобы не оштрафовали.

Например, в России планируется поднять планку критериев проведения обязательного аудита с 50 млн. RUB выручки и 20 млн. стоимости активов до соответственно 250–400 млн. RUB и 100–160 млн. По этому пути стоит пойти и нам. Полагаю, что организации с выручкой, скажем, до 1,5 млн. EUR вполне могут обойтись без обязательного аудита. И в любом случае он не нужен фирмам, применяющим упрощенную систему налогообложения.

— Кстати, Указ от 1.09.2010 № 450 не предусматривает лицензирование аудита. Как это повлияет на ситуацию на рынке — ведь формально аудитом сможет заняться любой желающий?

— Далеко не любой. Во-первых, сохраняются квалификационные требования к аудиторам и аудиторским организациям, установленные Законом от 8.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности». Во-вторых, полагаю, что в ближайшее время появятся определенные ограничения для вхождения на рынок, скажем, в виде сертификации. И надеюсь, что некоторые требования, в частности, по необходимой численности штатных аудиторов будут ужесточены.

— Ну вот. Мы только обрадовались очередной либерализации, а вы, оказывается, против. А как же мировой опыт?

— Какой именно? Ни в одной стране мира аудитом не позволено заниматься кому попало. Возьмем родину аудита — Великобританию. Недавно Британский совет по финансовой отчетности (FRC) направил в Палату лордов предложение ввести государственное лицензирование аудиторов, проверяющих крупные публичные компании. Этот шаг не случаен: проверив ряд английских аудиторских компаний, FRC выявил у большинства из них немало недочетов, особенно в случаях, когда мелкие фирмы проверяли крупные корпорации. Таким образом, качество сертификации, осуществляемой сегодня саморегулируемыми профессиональными объединениями, в некоторых случаях оказывается недостаточным. Впрочем, меня бы устроил и такой вариант, но, к сожалению, в Беларуси так и не появилось общественной организации бухгалтеров и аудиторов, которой можно было бы доверить регулирование аудита. Ведь речь идет о столь серьезных вещах, как оценка профессиональной пригодности и общественные интересы. Чтобы стать регуляторами, британские ICAEW, ICAS, ACCA, CIPFA или аналогичные российские объединения десятилетиями завоевывали авторитет национальных аудиторов, бизнеса, своих правительств и международных бухгалтерских организаций. У нас в этом направлении практически ничего не делается. А пора бы.

Справка «ЭГ»

BDO International — пятая в мире по объемам совокупной выручки международная сеть независимых аудиторских и консультационных компаний, объединившей свыше 46 тыс. сотрудников в 115 странах. По итогам 2010 финансового года ее совокупная выручка превысила 5 млрд. USD.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях