$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Приватизация

Имущество остается государственным

24.02.2017

В прошлом году в Беларуси не было ни одной приватизационной сделки по государственным предприятиям, признался на пресс-конференции во вторник первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Алексей Васильев. Предложений от потенциальных ин­весторов не поступало ни по объектам коммунальной формы собственности, ни рес­публиканской. Впрочем, приватизация пер­во­очередным приоритетом в текущей пятилетке не является.

По мнению А. Васильева, одна из причин отсутствия сделок – неблагоприятная обстановка на рынке в целом. «Динамика рынка недвижимости серьезно просела начиная с 2014 года, – пожаловался пред­ставитель ГКИ. – 2016 год не стал исключением».

Отсутствие активности покупателей – еще более тревожный сигнал, чем падение цен. Дело даже не в том, что череда девальваций существенно снизила стоимость активов в дол­ларовом эквиваленте. Оце­н­ка предлагаемых к приватизации объектов все равно должна быть рыночной. В условиях тянущейся третий год рецессии цены должны падать, а условия продажи – смягчаться. А потому потенциальные ин­весторы могут подождать, пока эти нехитрые постулаты освоят белорусские чиновники. Ин­весторам спешить некуда: в мире множество вариантов вложения капитала с разным соотношением доходности и риска. Белорусский рынок здесь никаких особых бонусов не сулит. Напротив, чем больше пре­д­приятия тонут в дол­гах и убы­тках, тем сговорчивее должна стать продающая сторона. А потому заявление о готовности продать любое гос­предприятие исходя из его реальной стоимости выглядит с каждым годом все более дву­смысленным.

Отчасти такие настроения инвесторов уже повлияли на белорусские власти. До сих пор они пытались навязать потенциальным покупателям государственных пакетов акций дополнительные условия, в т.ч. вложение определенных сумм в модернизацию предприятий. Теперь концепция меняется: государство намерено предложить инвесторам покупать ак­ции дополнительных эмиссий. Вырученные деньги останутся у предприятий и могут быть сразу направлены на финансирование проектов. «Это честно, как нам кажется, – заявил А. Васильев. – Мы готовы и 50 и большим процентом акций по­ступиться ради того, чтобы наши предприятия получили ин­вестиционный капитал». Пред­полагается, что по такой схеме будут продаваться акции 22 пред­приятий, в т.ч. ОАО «Горизонт», «Витязь», «БАТЭ», «Гом­сельмаш» и другие. В первую очередь, власти рассчитывают на интерес китайских покупателей. Между тем они-то до сих пор особой активности не проявляли.

Вероятно, власти особо на нее и не надеются. Не случайно на текущий год среди направлений использования профицита республиканского бюджета поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в т.ч. акций) в соответствии с законодательством о приватизации составляют всего 274,4 млн. BYN, а в доходной части бюджета доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности – около 104,9 млн. – в 1,7 и 8 раз меньше, чем на 2016 год, даже в текущих ценах. Правда, в программе на текущую пятилетку говорится об ак­тивизации приватизации, ори­ентированной на привлечение инвестиций, модернизацию про­изводств и создание новых рабочих мест. Но к первоочередной продаже намечено предложить малые, средние и неплатежеспособные госпредприятия, а также госпакеты акций организаций со средней чис­ленностью до 100 работников и (или) расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской мест­ности, и пакеты акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в размере до 50% уставного фонда. Условия такой продажи по-прежнему планируется увязать с требованиями по развитию этих организаций, включая внесение ин­вестиций, модернизацию про­изводств и создание новых рабочих мест.

ПОЭТОМУ Госкомимущество, наверное, с облегчением передаст задачу поиска стратегических партнеров для кру­пных госпредприятий Национальному агентству инвестиций и приватизации. «Мы пре­длагаем усилить роль Национального агентства инвестиций и приватизации при Минэкономики, которое сегодня занимается узким перечнем пре­дприятий. ГКИ же предлагает уполномочить НАИП искать стратегических инвесторов для крупных предприятий, которые останутся в государственной собственности». По мнению А. Васильева, этому поспособствует наличие информационной базы, которая сформирована в агентстве, а также работа НАИП с экспертами из международных финансовых организаций. Усиление роли НАИП предусмотрено проектом комп­лексной стратегии повышения эффективности управления госорганизациями, под­писание ко­торого Госкомимущество ожи­дает в ближайшее время. К сожалению, перераспределение функций вряд ли изменит отношение инвесторов, если они не увидят реальных перемен в деловом климате и макроэкономической ситуации в стране. Об этом свидетельствуют данные бюллетеня «Статистического обозрения Бе­ларуси». За 2016 год в республику поступило всего 1307,2 млн. USD прямых ино­странных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) – на 18,9% меньше, чем в 2015 г. Впрочем, до прогноза, утвержденного Указом Президента от 18.12.2015 № 504, не удалось дотянуть всего 42,8 млн. USD. При этом ПИИ в банковский сектор и продажа недвижимости сократились более чем в 2 раза, а инвестиции в реальный сектор снизились на 10,9%. Поскольку на 2017 год запланированы ПИИ на чистой основе в размере только 1,4 млрд. USD, особо напрягаться с приватизацией чиновники не будут.

Возможно, инвесторы намерены дождаться изменений в законодательстве. К примеру, в текущем году в комплексе мер по реализации Программы социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 12.01.2017 № 18, значатся отмена преимущественного права областных (Минского городского) исполкомов на приобретение акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, а также законодательное закрепление необратимости приватизации государственного имущества, сокращение срока исковой дав­ности по приватизационным сделкам до 3 лет.

Также запланировано введение упрощенного порядка регулирования правоотношений в сфере государственной соб­ст­венности, включая радикальное сокращение перечня документов и согласований, уменьшение количества задействованных в данных процессах госорганов наряду с усилением ответственности лиц, занимающихся регулированием отношений собст­венности. Одновременно планируется сделать более прозрачным и конкурентным процесс привлечения инвесторов. Среди обязательных условий должно быть наличие эффективного биз­нес-плана, годового отчета и аудиторского заключения о сос­тоятельности инвестора. Приоритетом власти намерены сделать привлечение в Беларусь ведущих мировых компаний на основании тендера (одним из условий которого будет их капитализация более миллиарда USD) для реализации проектов, предусматривающих освоение продукции (работ, услуг) с высокой добавленной стоимостью. Такая «работа над ошибками» может помочь исключить ска­н­дальные казусы вроде истории с «Мотовело» и некоторыми другими предприятиями. Но в целом в текущей пятилетке попытки повысить эф­фективность работы государст­венного сектора гораздо более приоритетны, чем приватизация.

ТЕМ  ВРЕМЕНЕМ само Гос­ком­имущество намерено со­средоточиться на улучшении управления активами, принадлежащими государству. Здесь, оказывается, далеко не все благополучно. Так, остается незарегистрированным около 3% имущества республиканской формы собст­венности и почти 30% – коммунальной, сообщил на пресс-­конференции заместитель пред­седателя Госкомимущества Вячеслав Абрамов. Правительст­вом утвержден план мер по завершению работы по регистрации госимущества. Эта  работа будет проводиться местными органами власти в I полугодии т.г., а потом будут составлены графики завершения регистрации в период до 2019 г. Зато в ГКИ с гордостью отмечают, что за прошедшие 2 года пол­ностью завершена регистрация лесных земель и близка к окончанию регистрация участ­ков, состоящих из сельскохозяйственных земель.

Кроме того, Госкомимущество собирается проанализировать работу представителей государства в акционерных обществах. Для этого придется собрать данные по работе в прошлом году АО с долей государства и оценить в баллах работу представителей государства. Эту информацию А. Васильев пообещал разместить в свободном доступе, чтобы все знали, каким образом представители государства участвуют в работе обществ. Пока есть сомнения в положительной роли некоторых из них. Критерием здесь может служить динамика использования активов. В прошлом году удалось вовлечь в хозяйственный оборот, законсервировать и списать только 1594 неиспользуемых объекта государственной недвижимости – 66,5% от запланированного объема, что сопоставимо с результатами 2015 г.

Впрочем, роль представителей государства не сводится только к этому вопросу. В их обязанности входит участие в принятии решений органов управления АО исходя из необходимости защиты экономических интересов государства и обеспечения эффективной работы пред­приятий. А потому подходы к оценке работы пред­ставителей государства, вероятно, не дол­жны существенно отличаться от тех, которые используются в мировой корпоративной практике для индивидуальной оценки членов советов директоров.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА