Имущество остается государственным
В прошлом году в Беларуси не было ни одной приватизационной сделки по государственным предприятиям, признался на пресс-конференции во вторник первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Алексей Васильев. Предложений от потенциальных инвесторов не поступало ни по объектам коммунальной формы собственности, ни республиканской. Впрочем, приватизация первоочередным приоритетом в текущей пятилетке не является.
По мнению А. Васильева, одна из причин отсутствия сделок – неблагоприятная обстановка на рынке в целом. «Динамика рынка недвижимости серьезно просела начиная с 2014 года, – пожаловался представитель ГКИ. – 2016 год не стал исключением».
Отсутствие активности покупателей – еще более тревожный сигнал, чем падение цен. Дело даже не в том, что череда девальваций существенно снизила стоимость активов в долларовом эквиваленте. Оценка предлагаемых к приватизации объектов все равно должна быть рыночной. В условиях тянущейся третий год рецессии цены должны падать, а условия продажи – смягчаться. А потому потенциальные инвесторы могут подождать, пока эти нехитрые постулаты освоят белорусские чиновники. Инвесторам спешить некуда: в мире множество вариантов вложения капитала с разным соотношением доходности и риска. Белорусский рынок здесь никаких особых бонусов не сулит. Напротив, чем больше предприятия тонут в долгах и убытках, тем сговорчивее должна стать продающая сторона. А потому заявление о готовности продать любое госпредприятие исходя из его реальной стоимости выглядит с каждым годом все более двусмысленным.
Отчасти такие настроения инвесторов уже повлияли на белорусские власти. До сих пор они пытались навязать потенциальным покупателям государственных пакетов акций дополнительные условия, в т.ч. вложение определенных сумм в модернизацию предприятий. Теперь концепция меняется: государство намерено предложить инвесторам покупать акции дополнительных эмиссий. Вырученные деньги останутся у предприятий и могут быть сразу направлены на финансирование проектов. «Это честно, как нам кажется, – заявил А. Васильев. – Мы готовы и 50 и большим процентом акций поступиться ради того, чтобы наши предприятия получили инвестиционный капитал». Предполагается, что по такой схеме будут продаваться акции 22 предприятий, в т.ч. ОАО «Горизонт», «Витязь», «БАТЭ», «Гомсельмаш» и другие. В первую очередь, власти рассчитывают на интерес китайских покупателей. Между тем они-то до сих пор особой активности не проявляли.
Вероятно, власти особо на нее и не надеются. Не случайно на текущий год среди направлений использования профицита республиканского бюджета поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в т.ч. акций) в соответствии с законодательством о приватизации составляют всего 274,4 млн. BYN, а в доходной части бюджета доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности – около 104,9 млн. – в 1,7 и 8 раз меньше, чем на 2016 год, даже в текущих ценах. Правда, в программе на текущую пятилетку говорится об активизации приватизации, ориентированной на привлечение инвестиций, модернизацию производств и создание новых рабочих мест. Но к первоочередной продаже намечено предложить малые, средние и неплатежеспособные госпредприятия, а также госпакеты акций организаций со средней численностью до 100 работников и (или) расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, и пакеты акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в размере до 50% уставного фонда. Условия такой продажи по-прежнему планируется увязать с требованиями по развитию этих организаций, включая внесение инвестиций, модернизацию производств и создание новых рабочих мест.
ПОЭТОМУ Госкомимущество, наверное, с облегчением передаст задачу поиска стратегических партнеров для крупных госпредприятий Национальному агентству инвестиций и приватизации. «Мы предлагаем усилить роль Национального агентства инвестиций и приватизации при Минэкономики, которое сегодня занимается узким перечнем предприятий. ГКИ же предлагает уполномочить НАИП искать стратегических инвесторов для крупных предприятий, которые останутся в государственной собственности». По мнению А. Васильева, этому поспособствует наличие информационной базы, которая сформирована в агентстве, а также работа НАИП с экспертами из международных финансовых организаций. Усиление роли НАИП предусмотрено проектом комплексной стратегии повышения эффективности управления госорганизациями, подписание которого Госкомимущество ожидает в ближайшее время. К сожалению, перераспределение функций вряд ли изменит отношение инвесторов, если они не увидят реальных перемен в деловом климате и макроэкономической ситуации в стране. Об этом свидетельствуют данные бюллетеня «Статистического обозрения Беларуси». За 2016 год в республику поступило всего 1307,2 млн. USD прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) – на 18,9% меньше, чем в 2015 г. Впрочем, до прогноза, утвержденного Указом Президента от 18.12.2015 № 504, не удалось дотянуть всего 42,8 млн. USD. При этом ПИИ в банковский сектор и продажа недвижимости сократились более чем в 2 раза, а инвестиции в реальный сектор снизились на 10,9%. Поскольку на 2017 год запланированы ПИИ на чистой основе в размере только 1,4 млрд. USD, особо напрягаться с приватизацией чиновники не будут.
Возможно, инвесторы намерены дождаться изменений в законодательстве. К примеру, в текущем году в комплексе мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 12.01.2017 № 18, значатся отмена преимущественного права областных (Минского городского) исполкомов на приобретение акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, а также законодательное закрепление необратимости приватизации государственного имущества, сокращение срока исковой давности по приватизационным сделкам до 3 лет.
Также запланировано введение упрощенного порядка регулирования правоотношений в сфере государственной собственности, включая радикальное сокращение перечня документов и согласований, уменьшение количества задействованных в данных процессах госорганов наряду с усилением ответственности лиц, занимающихся регулированием отношений собственности. Одновременно планируется сделать более прозрачным и конкурентным процесс привлечения инвесторов. Среди обязательных условий должно быть наличие эффективного бизнес-плана, годового отчета и аудиторского заключения о состоятельности инвестора. Приоритетом власти намерены сделать привлечение в Беларусь ведущих мировых компаний на основании тендера (одним из условий которого будет их капитализация более миллиарда USD) для реализации проектов, предусматривающих освоение продукции (работ, услуг) с высокой добавленной стоимостью. Такая «работа над ошибками» может помочь исключить скандальные казусы вроде истории с «Мотовело» и некоторыми другими предприятиями. Но в целом в текущей пятилетке попытки повысить эффективность работы государственного сектора гораздо более приоритетны, чем приватизация.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ само Госкомимущество намерено сосредоточиться на улучшении управления активами, принадлежащими государству. Здесь, оказывается, далеко не все благополучно. Так, остается незарегистрированным около 3% имущества республиканской формы собственности и почти 30% – коммунальной, сообщил на пресс-конференции заместитель председателя Госкомимущества Вячеслав Абрамов. Правительством утвержден план мер по завершению работы по регистрации госимущества. Эта работа будет проводиться местными органами власти в I полугодии т.г., а потом будут составлены графики завершения регистрации в период до 2019 г. Зато в ГКИ с гордостью отмечают, что за прошедшие 2 года полностью завершена регистрация лесных земель и близка к окончанию регистрация участков, состоящих из сельскохозяйственных земель.
Кроме того, Госкомимущество собирается проанализировать работу представителей государства в акционерных обществах. Для этого придется собрать данные по работе в прошлом году АО с долей государства и оценить в баллах работу представителей государства. Эту информацию А. Васильев пообещал разместить в свободном доступе, чтобы все знали, каким образом представители государства участвуют в работе обществ. Пока есть сомнения в положительной роли некоторых из них. Критерием здесь может служить динамика использования активов. В прошлом году удалось вовлечь в хозяйственный оборот, законсервировать и списать только 1594 неиспользуемых объекта государственной недвижимости – 66,5% от запланированного объема, что сопоставимо с результатами 2015 г.
Впрочем, роль представителей государства не сводится только к этому вопросу. В их обязанности входит участие в принятии решений органов управления АО исходя из необходимости защиты экономических интересов государства и обеспечения эффективной работы предприятий. А потому подходы к оценке работы представителей государства, вероятно, не должны существенно отличаться от тех, которые используются в мировой корпоративной практике для индивидуальной оценки членов советов директоров.