Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Импортеры масла готовы к переделу. А потребителей никто и не спрашивал

Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике РФ недавно рекомендовала своему правительству изменить условия ввоза в страну ряда товаров. В частности, повысить специфическую составляющую комбинированной ставки таможенно...
Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике РФ недавно рекомендовала своему правительству изменить условия ввоза в страну ряда товаров. В частности, повысить специфическую составляющую комбинированной ставки таможенной пошлины на бутилированное растительное масло (подсолнечное, соевое) до уровня 0,18 евро за килограмм.
 
Принимая во внимание единство таможенного пространства, можно предполагать, что такие же изменения условий ввоза растительного масла последуют и у нас, в результате чего продукт переработки масличных, ввозимый из дальнего зарубежья, станет дороже.

Любопытно, что импортерам эта новость волнений не добавила: во-первых, "удар" по фасованному маслу ожидался -- небывалый урожай сои в Латинской Америке нервирует европейских изготовителей и поставщиков. Но до Беларуси их переживания докатились сильно ослабев -- доля поставок на внутренний рынок зарубежных масел невысока (5--7%), основной объем продукта ввозится из России и Украины беспошлинно, а расходы на таможенное оформление сделок невелики. Поэтому обозначенные россиянами намерения изменить импортные пошлины в конкретных границах позволяют с большой долей точности прикидывать издержки, которых потребует ведение бизнеса.

Но особенности регулирования ситуации на внутреннем потребительском рынке таковы, что гораздо более серьезные "военные действия" в отношении поставщиков, скорее всего, последуют по другим направлениям. Например, если в ближайшее время поставки растительных масел станет вести узко очерченный круг "специмпортеров", то многим участникам рынка придется или сменить специализацию или работать на рынках сопредельных государств. Как известно, процессы монополизации рынков никогда не радуют потребителей тенденциями удешевления продуктов, поэтому намерения главы нашего государства -- разобраться и навести "порядок" в поставках продуктов критического импорта -- по последствиям могут быть круче, чем "миндальничанья" россиян.

Пытаясь понять, чем вызваны угрозы по-другому "разрулить" ситуацию в конкретном сегменте продовольственного рынка, мы провели опрос ряда участников рынка.

Вопросов задали всего три: чем мотивировано желание усилить госрегулирование на рынке масел? Какие ограничительные меры могут быть предприняты для того, чтобы сократить количество поставщиков? Как в результате может измениться уровень цен на масла?

Поскольку оказалось, что полученные ответы мало разнятся между собой, далее мы приводим их обобщенно. Толкование причин грядущего передела таково. Во-первых, так легче установить другой, более высокий уровень цен, с которым будут вынуждены согласиться потребители. Во-вторых, намерения "упорядочить" оборот масел поставщики связывают с раздражением, которое вызывает у госорганов высокая цена весового растительного масла для предприятий страны из-за приобретения его по бартеру. Ввязавшись в борьбу за интересы предприятий, государство, конечно, может взять под контроль поставки весового или наливного масла для изготовителей, но контроль реализации бутилированного масла равносилен установлению его и за продажами йогуртов, соков, орешков, блюд быстрого приготовления, других продуктов повседневного спроса.

Инструменты, которыми могут воспользоваться госорганы для передела сфер влияния, пополнения казны и сокращения продаж "серыми" фирмами на рынке масел, вряд ли будут отличаться новизной: помимо административного ограничения числа импортеров, поставщики ожидают введения лицензий и квот на разливные виды импортного масла. Вот от чего масло станет дороже и, возможно, -- дефицитным продуктом.

Наделение госпредприятий статусом "специмпортеров" неизбежно повлечет со стороны партнеров вопросы об уровне доверия к их обязательствам (сегодня многие поставщики ожидают погашения платежных требований по ранее заключенным контрактам с госструктурами). Во-вторых, поддержание бездефицитного оборота на рынке масел предполагает наличие оборотного капитала в размере 700 млн. USD (емкость рынка -- 150--160 тыс. т в год, ежемесячный ввоз требует 8--9 млн.USD). Если сопоставить эту цифру с просроченными долгами за энергоносители, то вызывает недоумение желание государства создать себе дополнительные хлопоты.

К сожалению, подсолнечник и соя у нас в достаточном количестве не выращиваются, поэтому качественное масло может только импортироваться. Ввоз в республику весового масла и розлив его по бутылкам оборачивается потерей качества: масло минимум 4 раза переливается из емкости в емкость, а при отсутствии (недостатке) производственных мощностей по рафинированию и дезодорации потребители в конце-концов могут получить и дорогой, и некачественный продукт. Эксперты прогнозируют, что "специмпортеры" в отсутствие конкуренции будут работать не за 3--5% рентабельности, как сейчас, а за 15--20%.

В целом ситуация напоминает ту, что сложилась с сигаретами и складывается с рыбой.