Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Страхование
09.07.2002 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Импорт за счет бюджетных средств: застраховал и живи спокойно

Под лозунгом "Авось, ничего не случится", чего скрывать, работают многие отечественные экспортеры и импортеры

Под лозунгом "Авось, ничего не случится", чего скрывать, работают многие отечественные экспортеры и импортеры, причем отлично понимая, чем рискуют. Не исключено ведь, что товар по каким-то непредвиденным причинам не доедет куда надо, а деньги не дойдут. И все-таки рискуют, предпочитая простейшие схемы: товар -- деньги, деньги -- товар. То есть, чтобы без лишних хлопот, хождения, бумаг, отчетности, не учась управлять риском и не застраховываясь от него.

Не полагаясь на высокую сознательность субъектов ВЭД, отсутствующую в т.ч. по причине недостаточности "рыночного образования", незнания зарубежных законов и порядков, наследственного равнодушия к расходованию бюджетных средств, государство само диктует им правила игры. Например, у нас ограничены суммы предоплаты за импортируемый товар. Кроме того, существует всем известный Указ Президента N 7, предусматривающий довольно суровое наказание за непоступление в срок платы за экспорт и товаров по импорту. Но это запретительно-карательные меры, а есть и другие. И правительство республики еще 2,5 года назад подготовило почву для их введения, а спустя полгода и ввело.

Принятым им постановлением от 13.12.99г. N 1944 "О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ, услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов" были утверждены Положение о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов и Типовое положение о тендерной комиссии. Но этим документом не регламентировались вопросы страхования поставок импортных товаров, закупаемых за счет средств республиканского бюджета. А между тем среди базисных условий поставки товаров "ИНКОТЕРМС-2000", систематизированных Международной торговой палатой, на основе которых определяются обязанности продавца и покупателя по доставке товара, перевозке, а также порядок распределения расходов между сторонами и их действия на случай нечаянной гибели или повреждения товара, есть и такие, которые требуют обязательного заключения договоров страхования (базисные условия поставки СИФ и СИП). В случае страхования продавец увеличивает стоимость товара на сумму страховки, оформляемой за рубежом. Следовательно, условия поставки нужно хорошо знать и осторожно выбирать, чтобы не увеличить на ровном месте стоимость сделки.

В целях защиты интересов государства при закупках товаров, работ и услуг за рубежом за счет бюджетных средств и уменьшения оттока валюты за рубеж в виде страховых взносов иностранным страховым компаниям, а также поддержки национального страхового рынка Совет Министров постановлением от 2001-05-31г. N 821 внес изменения и дополнения в вышеназванное Положение. Документ, в частности, предписывает субъектам ВЭД, имеющим дело с бюджетными деньгами, определять основные условия контракта и страховать возникающие риски, связанные с перемещением товара от продавца к покупателю, в Белорусском республиканском унитарном предприятии экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант" с последующим при необходимости перестрахованием в страховых организациях Беларуси, и только в случаях их недостаточной платежеспособности -- в иностранных страховых организациях. Иными словами, государственная страховая организация "Белэксимгарант" была определена как основная в области страхования импорта товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета. При этом согласно изменениям и дополнениям в Положение (подп.35.10 п.35) расходы по страхованию в цену тендерного предложения включаться не должны. Таким образом исключена возможность страхования импорта товаров, приобретаемых за счет средств республиканского бюджета, напрямую в иностранных страховых компаниях.

Следует отметить, что на состоявшемся в марте с.г. заседании Консультативного совета по развитию страхования во внешнеэкономической деятельности, председателем Совета -- министром финансов Беларуси утверждены первоочередные мероприятия по развитию страхования в этой сфере, одним из пунктов которых предусмотрено повсеместное внедрение в практическую деятельность субъектов хозяйствования страхования как инструмента снижения риска потери, повреждения при доставке или утраты товаров, приобретенных по импортным контрактам, финансируемым за счет средств республиканского бюджета.

В механизме такого страхования нет ничего сложного. Однако необходимо помнить, что все вопросы страховой защиты импортных закупок за счет бюджетных средств должны решаться заказчиком на стадии проведения тендеров и при заключении контрактов и договоров на поставку. И на этом этапе неприемлемы варианты заключения контрактов и договоров на условиях СИП и СИФ, поскольку данные условия определяют, что продавец обязан дополнительно заключить договор страхования и, как правило, в иностранной страховой компании. Эти условия могут быть применены лишь в том случае, если поставщик товара по условиям контракта или договора обязуется застраховать риски случайной гибели или повреждения товара в БРУПЭИС "Белэксимгарант".

При заключении внешнеторговых контрактов и договоров на импорт товаров на условиях СПТ, СФР и других, аналогичных им, белорусская сторона должна сама застраховать риск поставки товара в "Белэксимгарант". Для заключения договора страхования страхователю необходимо заполнить в двух экземплярах заявление по установленной Правилами N 6 страхования грузов форме и приложить к нему товаросопроводительные документы (накладную, инвойс и т.п.). На основании этих документов "Белэксимгарант" рассчитывает страховой взнос согласно тарифам, утвержденным Минфином, с учетом условий страхования, характеристики груза, маршрута, вида транспортного средства, особенностей перевозки, страховой суммы и выписывает заказчику (страхователю) счет-фактуру для оплаты. (Размер страхового тарифа с учетом вышеназванных условий колеблется в пределах от 0,11% до 1% от страховой суммы.) И после оплаты страхового взноса "Белэксимгарант" выписывает заказчику страховой полис, который действует на период перевозки груза.

Учитывая, что платежи по закупкам товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств осуществляются через органы казначейства (постановление Совмина от 13.12.99г. N 1944, Положение о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств, утв. постановлением Минфина от 2001-11-26г. N 112), распорядитель средств (министерство, ведомство, предприятие или организация) должен представить в казначейство заявление о проведении установленной законодательством процедуры закупок. Для оплаты же страховых взносов организация, осуществляющая такие закупки, представляет в органы казначейства оригинал счета-фактуры страховой организации "Белэксимгарант", копию заявления о страховании груза (товара), а в платежном поручении на их оплату указывает информацию о сроках поставки товара (согласно срокам поставки по контракту или договору, уведомления продавца или по другим основаниям). Оплата страховых взносов должна производиться не позднее 7--10 дней до начала отгрузки товара, независимо от времени и сроков его оплаты (предварительной, последующей или частичной). Это связано с тем и вытекает из того, что страховой полис выписывается после поступившей оплаты страхового взноса и только потом страховка передается страхователю, а при необходимости и перевозчику груза.

На практике встречаются два варианта страхования: а) в "Белэксимгарант" приходит белорусский импортер; б) в этой же организации застраховывает поставку зарубежный экспортер. В обоих случаях это выгодно нашей стране, что подтверждается примерами.

1. Американская фирма "BАV Corрoration, Ins." поставила в республику технику для ремонта дорог, причем условиями контракта было оговорено, что поставщик несет все риски случайной гибели или повреждения товара до момента его передачи покупателю и обязуется застраховать все эти риски в "Белэксимгарант". В результате в республику поступила валюта в виде страховых взносов и покупка обошлась бюджету дешевле.

2. Одно из белорусских предприятий культуры заключило контракт с американской же фирмой "JBL Incorрorated" на приобретение кино-, радио- и монтажной аппаратуры на условиях СИП Минск. Но затем дополнительным соглашением стороны изменили СИП Минск на СПТ Минск. В итоге стоимость контракта уменьшилась почти на 3 тыс.USD. Плюс более 2 тыс.USD остаются в республике в виде страховых взносов.

Иначе говоря, страхование импорта у себя "дома" в гораздо меньшей степени влияет на рост цены товара, чем страхование за рубежом. К тому же "дома" есть возможность минимизировать расходы на страхование еще раз. Поскольку вышеназванное Положение касается средств республиканского бюджета, выделяемых на покупку товаров как полностью, так и частично, а также кредитов, льготируемых за счет средств республиканского бюджета и государственных займов, то и страхование импорта может производиться как на всю поставку товара, так и на ее часть, под которую выделяется соответствующая сумма бюджетных средств.

Что же касается тарифов, то они приемлемые. К примеру, тариф по страхованию импорта зерна, поставки которого осуществляются железнодорожным транспортом по маршруту Ижевск -- Минск или Одесса -- Минск, при условии страхования ответственности за все возможные риски составит примерно 0,275% от стоимости груза, по маршруту Казахстан -- Беларусь -- примерно 0,325%. Таким образом, при закупке зерна в Украине, скажем, на 40 млн.руб. и поставке его в нашу республику по железной дороге размер страхового взноса с ответственностью за все риски для импортера составит 110000 руб., при закупке на ту же сумму в Казахстане -- 130000 руб.

Тарифы же за "частичное" страхование или без ответственности за повреждения (кроме случаев крушения) колеблются в пределах 0,13--0,26% от стоимости груза.

Деньги, как видим, небольшие, отдача же от их вложения в страховку от отечественного страховщика при наступлении страхового случая может быть многократно большей в смысле возмещения ущерба, убытков, затрат, оговоренных в полисе. Хотя эта истина известна всем, примеров вдумчивого подхода к страхованию импорта в Беларуси не так уж много. Гораздо чаще в СМИ встречаются сообщения о "разборках", учиненных контрольными органами тем или иным субъектам хозяйствования по случаю "заблудившейся" за рубежом платы за экспортную поставку белорусских товаров, непоступления в срок оплаченных импортных, а то и недоставления к месту назначения грузов в пределах нашей территории.

Проблема в том, что предприятия, организации, министерства и ведомства лишь отчасти поддержали государственный подход к вопросу страхования импорта товаров, закупаемых за счет бюджетных средств и других источников финансирования, включая собственные средства предприятий. Большинство же (например, предприятия Минздрава, Минсельхозпрода и некоторых других ведомств) в основном как закупало, так и закупает импортные товары на условиях, диктуемых зарубежными поставщиками, нередко на кабальных условиях.
 
--------------------------
Р.S. От редакции: о том, как решили эту проблему в России, см. в "НЭГ" N 42 за этот год, с.3 "Импортерам помогли страховщики".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by