$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ИМИДЖ ДЛЯ ТРАНЗИТА©

19.03.2013

В Беларуси в 2013 г. поставлена задача улучшить международный имидж национальной логистической системы путем развития инфраструктуры, создания соответствующих условий функционирования, повышения ее эффективности, сообщили на пресс-конференции в Минске представители отрасли.

В январе правительство утвердило план мероприятий по повышению рейтинга Всемирного банка по качеству логистической системы для торговли, проинформировал начальник управления координации транспортных систем, лицензирования и логистики Минтранса Павел Боженов. Он напомнил, что по итогам исследования 2012 г. Беларусь занимает в нем 91 место, значительно опережая аутсайдера — Бурунди (155), но еще более позиций уступая лидеру — Сингапуру (см. «ЭГ» № 37 от 29.05.2012 г.). План, ответственность за реализацию которого возложена на Минтранс, Минторг и ГТК, включает мероприятия общеадминистративного характера, в области таможенного регулирования, по индикаторам качества торговой и транспортной инфраструктуры, логистических услуг, возможности отслеживания грузов.

Наихудшей оценки международных экспертов (121 место в мире) удостоен показатель эффективности в Беларуси системы прохождения товарами границы, в т.ч. таможни (скорость, простота, предсказуемость формальных процедур). Этот же показатель, например, у Польши — 28, Китая — 30, Казахстана и России — 73 и 138 соответственно. В странах, находящихся в верхней части данного рейтинга, транспортно-логистические центры (ТЛЦ) для быстрого пересечения границы, помимо прочего, как правило, оказывают своим клиентам услуги по прохождению таможенных процедур. В Беларуси в большинстве таких центров пункты таможенного оформления (ПТО) отсутствуют.

Нарекания адресованы в первую очередь ГТК. Но положение вряд ли изменится в ближайшее время. Дело в том, что на белорусском рынке логистических услуг ведущие позиции занимает госпредприятие «Белтаможсервис», имеющее в своей структуре два ТЛЦ — «Минск-Белтаможсервис» и «Брест-Белтаможсервис». В этих центрах функционируют ПТО, кроме того, оказываются таможенные услуги во всех автодорожных пограничных пунктах пропуска и в 36 внутренних ПТО, расположенных более чем в 30 населенных пунктах страны. В ГТК считают, что существующая система ведомственных ПТО удовлетворяет потребности Беларуси в обслуживании ее внешнеторгового оборота. При этом загруженность ТЛЦ «Белтаможсервиса», как сообщил генеральный директор предприятия Юрий Король, составляет на сегодняшний день только 80% в Минске и 72% в Бресте.

Если же открывать ПТО во всех функционирующих сегодня ТЛЦ, то это приведет к перераспределению клиентов и не более того, считают в таможенном ведомстве. Между тем создание ТЛЦ имеет иную цель — привлечение дополнительного транзитного грузопотока. Поэтому ГТК, Минторг и Минтранс выработали согласованный подход в отношении ПТО в таких центрах, который состоит в привлечении ими определенного минимального объема внешнеторговых транзитных грузов, обуславливающего необходимость учреждения ведомственного ПТО.

Однако выполнение этого требования — дело трудное. Для перенаправления в Беларусь транзитного грузопотока ее логистическая система должна быть более привлекательной, чем у стран-соседей. Между тем мы уступаем Польше, Украине, Латвии и Литве по всем трем компонентам качества, характеризующим международную конкурентоспособность: тарифы на транспортные услуги, способность отслеживать грузы, своевременность доставки.

Кстати, ТЛЦ должны быть заняты не только большегрузными автомобилями, но и выгруженными товарами. При этом ахиллесовой пятой функционирования отечественной логистической системы является чрезмерный документооборот. В Литве, например, связанные с ним трудозатраты в 5 раз ниже. Наш механизм, требующий учета товаров с указанием стоимостных показателей, отнимает у сотрудников логистических центров много времени. Причем десятки реквизитов необходимо заполнять даже при кратковременном хранении грузов. Для оформления товарно-транспортных документов, естественно, нужны дополнительные работники, что увеличивает издержки. Несоблюдение же этих норм законодательства грозит логистическим компаниям экономическими санкциями. Необходимость его корректировки уже признают и сами чиновники. Органами госуправления рассматривается возможность отмены заполнения логистическими центрами определенных реквизитов в товарно-транспортных документах, включая стоимостные показатели обрабатываемых грузов.

Вышеназванные и другие проблемы негативно сказываются на привлекательности отечественной логистической системы — загруженность 11 введенных в эксплуатацию центров различной функциональности в среднем не превышает 40%. Но, что удивительно, строительство новых объектов это не останавливает. В настоящее время инвестпроекты по их созданию реализуются на 29 участках из 36, предусмотренных Программой развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утв. постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1249, сообщил начальник отдела организации логистической деятельности Минторга Роман Рачковский. В инфрастуктуру отрасли уже инвестировано свыше 1,8 трлн. Br. Кроме того, вне рамок указанной программы планируется создание еще 9 логистических центров.

Однако П.Боженов считает инвестиции в логистический бизнес оправданными. Даже 40-процентная загруженность позволяет этим центрам работать без убытка, пояснил он. Перспектива же еще заманчивее, о чем свидетельствует зарубежный опыт. Рано или поздно отечественные производители при реализации продукции должны отказаться от собственных складов и маркетинговых подходов в пользу услуг логистических компаний.

Иван МИХАЛЕВИЧ