Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Или на пенсию позже, или денег меньше...

Пенсионная система -- это сложный, органично встроенный в экономику и постоянно развивающийся механизм, затрагивающий интересы всех граждан страны. Любые, даже самые незначительные подвижки в ней вызывают цепную реакцию социальных, экономических и политических последствий...
Пенсионная система -- это сложный, органично встроенный в экономику и постоянно развивающийся механизм, затрагивающий интересы всех граждан страны. Любые, даже самые незначительные подвижки в ней вызывают цепную реакцию социальных, экономических и политических последствий. Ее реформирование должно стать делом всего общества, а практика стран, прошедших путь трансформации пенсионной системы или вступивших на него, -- источником ценного опыта.

Во многих странах все политические решения в области социальной защиты принимаются с полным осознанием финансовых последствий этих решений, которые определяют независимые актуарии (специалисты, оценивающие будущее пенсионных систем с финансовой точки зрения). Законодательство о социальном страховании многих стран требует обязательного проведения актуарных обзоров с различной периодичностью (от 1 года до 5 лет). В них оценивается надежность баланса между пенсионными обязательствами и поступлениями на эти цели. К примеру, в отчете за 2002г. главного актуария США показано, что запасы пенсионных средств будут расти до 2012г. и достигнут пяти (!) годовых потребностей. С 2018г., ввиду серьезных демографических изменений, расходы начнут превышать поступления, а в 2042г. запасы истощатся. На основании этих прогнозов уже сегодня в стране предпринимаются упреждающие меры.

Такой подход обеспечивает финансовую стабильность пенсионных фондов. Очевидно, что для нашей крайне неустойчивой пенсионной системы введение актуарного прогнозирования совершенно необходимо.

В 1999--2000гг. департамент финансовых, актуарных и статистических исследований МОТ совместно с белорусскими специалистами проанализировал финансовое состояние Фонда социальной защиты населения. Расчеты на основе прогноза развития рынка труда, демографической и экономической ситуации показали, что для сохранения существующего уровня замещения (средняя зарплата к средней пенсии) к 2050г. потребуется увеличение тарифа страховых взносов с 29% до 50 (!) %.

К сожалению, реакции на эти выводы пока не замечено.

Финансовое состояние любой пенсионной системы и соответственно уровень выплат в ней зависят не только от совершенства самой системы. Огромное влияние оказывают такие факторы, как экономическое положение в стране, демографическая ситуация.

Для анализа ситуации в пенсионной системе во взаимосвязи с экономическим положением обычно используются показатели относительной стоимости пенсионной системы: солидарная стоимость и национальная стоимость.

Первый из них -- это отношение пенсионных расходов к сумме выплат в пользу застрахованных, на которые начисляются страховые взносы. По своему содержанию -- это тариф страховых взносов. Второй показатель -- это доля расходов на пенсионное обеспечение в ВВП.

Расходы на пенсионное обеспечение в 15 странах Евросоюза в 2000г. составили в среднем 10,4% ВВП, в Австралии, Канаде, Японии, США -- 5,3%. В странах Центральной и Восточной Европы эта величина близка к уровню стран Евросоюза. Здесь важно учитывать значение ВВП в расчете на душу населения. В высокоразвитых странах он достигает 25 тыс. USD, а в таких, как Дания, Норвегия, США, Швейцария, Япония -- превышает 30 тыс. USD. По данным Министерства статистики и анализа, наш показатель за 2002г. -- 2,57 млн. руб., или 1,4 тыс. USD в эквиваленте.

Что касается солидарной стоимости, то она в Беларуси одна из самых высоких (тариф страховых взносов -- 29% от суммы выплат).

Из этого видно, что в нашей стране даже при низком уровне пенсий доля пенсионных расходов в общей сумме национальных достигла высоких значений и нет оснований рассчитывать, что государство в ближайшем будущем сможет ее увеличить. Речь можно вести лишь о росте пенсионных выплат адекватно росту заработков застрахованных.

Кроме этого на размер пенсии влияние оказывают такие факторы, как тариф страховых взносов и соотношение численности их плательщиков и пенсионеров. У нас это соотношение достигло недопустимо низкой величины и продолжает ухудшаться. Это, кстати, один из худших показателей в мире.

В этих условиях возникает вопрос: как сохранить достигнутое значение коэффициента замещения (в 2002г. он составил 43,6%)? Очевидно, при складывающейся демографической ситуации удержать его на этом уровне (не говоря уже о повышении) при неизменном страховом тарифе (а увеличивать его некуда) невозможно.

Многим кажется крамольной сама мысль о повышении возраста выхода на пенсию, но обойтись без этого нельзя. (Оставим пока без рассмотрения предложения о введении накопительной системы, которая, якобы, решит демографическую проблему -- это тема отдельного разговора.) Отвергая же путь увеличения пенсионного возраста, мы тем самым выбираем путь снижения размеров пенсий. Внесенные в 2002г. изменения в порядок перерасчета пенсий в связи с ростом заработной платы -- начало этого пути.

Представляется целесообразным наряду с повышением возраста выхода на пенсию применять избранный рядом стран метод гибкости в отношении к нему. Он поощряет работу после достижения пенсионного возраста с одновременным предоставлением права более раннего (естественно, добровольного) выхода на пенсию с соответствующим понижением ее размеров. Когда население стареет, то расширить страховую базу можно стимулируя работу пенсионеров (в последние годы этот способ начал широко применяться в развитых странах).

Мировой опыт, таким образом, содержит много полезного и ценного. Преломление и адаптация наработанного к белорусским условиям -- дело не одного дня. В связи с этим представляется целесообразным создать комиссию высокого уровня для определения путей совершенствования пенсионной системы в увязке с экономическими, социальными и политическими аспектами жизни общества. В комиссии должны быть широко представлены как государственные структуры, так и наниматели, наемные работники, пенсионеры, индивидуальные предприниматели, профсоюзы, политические партии. Только совместные усилия, построенные на трезвом подходе и финансово-экономических расчетах, могут дать ожидаемый результат.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений