$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Игрушечное дело

23.12.2008

   Что представляет собой белорусский рынок игрушек? Больше других об этом знают представители торговли. Оценить его, назвать проблемы и неиспользованные возможности мы попросили начальника отдела Минторга Ирину ТИМОХОВУ. Вот что она рассказала.

— Внутренний рынок игрушек весьма привлекателен. Об этом свидетельствуют темпы роста его оборота. Объемы продаж начиная с 2000 г. выросли в сопоставимых ценах почти в 5 раз и достигли в 2007 г. 162,9 млрд. Br. Их доля в общем объеме товарооборота увеличилась до 0,4%. В 2007 г. в среднем на покупку игрушек для одного ребенка было потрачено 114 тыс. Вг. Стали больше объемы реализации через магазины торговой сети: за прошлый год они выросли на 5% и составили 43% от общего объема реализованных в стране игрушек. Остальное — а это больше половины — приходится на долю ИП и вновь образованных ЧУП, торгующих на рынках. Они работают в более льготном, чем торговые организации, режиме — без таможенного оформления товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в РФ. Кроме того, безопасность игрушек, продаваемых ИП и этими ЧУП, подтверждается лишь удостоверением о государственной гигиенической регистрации. А игрушки, реализуемые юридическими лицами, подлежат еще и обязательной сертификации. Мы считаем, что требования безопасности этой продукции должны быть одинаковы для всех субъектов торговли.

- Ирина Евгеньевна, что представляют из себя отечественные игроки на игрушечном рынке? Каковы масштабы их бизнеса, конкурентоспособность? Есть ли здесь место для новых действующих лиц?

— Производство игрушек в РБ динамично растет. В 2002 г. их было выпущено на 19 млрд. Вг, а в 2007 г. — уже на 78,5 млрд. Вг. За 9 месяцев нынешнего года рост также более чем впечатляющий — объем производства составил 94,8 млрд. Вг. Их изготовлением заняты свыше 30 отечественных предприятий. Львиную долю (99%) обеспечивают юридические лица без ведомственной подчиненности, в т.ч. с участием иностранных инвесторов. Лучше других дела идут у СП «ПП «Полесье» ООО (г. Кобрин). В 2007 г. на долю этого предприятия пришлось более половины всех произведенных в РБ игрушек. Продукция компании, а это пластмассовые игрушки, отличается современным дизайном, продается в красивой упаковке. Около 85% ее идет на экспорт.

   Хорошим спросом пользуются мягконабивные игрушки столичных компаний «Мальвина» и «Рэббит», борисовской «Люсерж», марьиногорской «Волшебный остров».

   Куклы производит могилевский «Свитанок». Хотя предприятие обновляет модели, однако его куклы, в отличие от импортных, не умеют двигаться, их нельзя кормить, поить. Оставляют желать лучшего украшения и фурнитура. А цена — высокая.

   Ряд предприятий не успевают за требованиями покупательского спроса. Нуждается в обновлении продукция «Витпласта» (Витебск): ассортимент — узкий (около 60 наименований), цвета — блеклые, новинок практически нет. Реализация идет в основном за счет низкой цены. Требуют расширения ассортимента настольно-печатные игры Минской фабрики цветной печати и фирмы «Белфарпост». Следовало бы существенно удлинить модельный ряд детского «автопарка» Гомсельмаша. В республике выпускается только отдельный ассортимент данной большой группы, поэтому значительная доля таких изделий завозится из-за рубежа.

   Ассортимент игрушек, представленный в торговых организациях РБ, насчитывает более 7 тыс. видов и разновидностей, из которых отечественные не превышают 2 тыс. Пустующие ниши заполняются импортными товарами.

- Какие группы импорта наиболее популярны? Где наши производители могут побороться за «место под солнцем»?

— Импорта завозится много, и он растет. В прошлом году превысил 40 млрд. Вг. За январь-сентябрь этого года ввезено в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого. Больше всего импортируется тематических комплектов (парикмахер, доктор, строитель, рыбалка, маленькая принцесса) — 20% всего игрушечного импорта. Значительна доля игрушек из пластмассы (15%), движущихся, а также конструкторских наборов (по 8%). Несколько меньше приходится на куклы (6%), музыкальные игрушки (5,3%), головоломки (3,6%), электропоезда (2%). Основные поставки шли из Китая (70%) и России (20%).

   Для удовлетворения потребительского спроса в республику ввозятся десятки других изделий. Это самокаты, ходунки, машины и велосипеды со звуковыми и световыми эффектами, радиоуправляемые игрушки, музыкальные инструменты, переговорные устройства, настольные игры, конструкторы, трансформеры, наборы для вышивания, лепки, бисероплетения, раскрашивания, изготовления цветов и многое другое.

- Почему наши производители не проявляют особой активности в освоении перспективных ниш?

— Министерство торговли принимает меры по развитию в республике производства потребительских товаров. В соответствии с Порядком формирования перечня импортозамещающих проектов Государственной программы импортозамещения на 2006-2010 гг., отраслевых и региональных программ импортозамещения, утвержденных постановлением Совмина от 24.03.2006 № 402, Минторгом дважды в год (до 20 февраля и до 20 июля) в адрес Минэкономики, отраслевых министерств, концернов, облисполкомов и Мингорисполкома направляется перечень товаров, не вырабатываемых промышленностью республики, в котором присутствуют и игрушки.

   Но в то же время производители не стремятся занять пустующие ниши. Почему? Проблема обсуждалась 20 ноября т.г. на семинаре-совещании с участием заинтересованных министерств, концернов, производителей и торговых организаций. В качестве основной причины было названо отсутствие сырьевой базы. Практически все компоненты для производства игрушек завозятся из-за пределов республики. С учетом этого трудно конкурировать по цене с китайскими производителями.

   В заключение хочу сообщить хорошую новость. Постановлением Минторга и Белкоопсоюза от 29.10.2008 № 43/498 игрушки исключены из перечня товаров, на которые облисполкомы и Минский горисполком регулируют цены. Рассчитываем, что это положительно скажется на развитии игрушечного производства.

Тамара МЕДВЕДЕВА