$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Игра за деньги

04.03.2008

Беларусь позиционируется как страна, поощряющая здоровый образ жизни. Ежегодно у нас появляются новые ледовые дворцы, бассейны, теннисные корты. Правда, по большей части государственные. Насколько прибыльны такие объекты и есть ли в этой сфере место для частных инвесторов?

Общепризнанной игрой номер один в мире является футбол, который во многих странах стал отдельным видом бизнеса. Например, в Англии оборот местной премьер-лиги за прошлый год составил более 4 млрд. EUR. Соответствующие средства вкладываются и в инфраструктуру. Лондонский «Арсенал» построил стадион за 800 млн. USD. Впрочем, за счет резко возросших доходов клуб рассчитывает вернуть вложенные средства за семь лет, т. е. в дальнейшем объект будет приносить значительную прибыль. Достигается это не только за счет продажи билетов, но и сдачи помещений в аренду под офисы и магазины, рестораны, проведения культурно-массовых мероприятий.

Любительский футбол

Дополнительные источники доходов — единственный шанс выжить для отечественных стадионов в условиях низкого зрительского интереса к матчам внутреннего первенства (в среднем менее 3 тыс. человек на игру). Прибыль приносят паркинги, теннисные корты и особенно вещевые рынки. При отсутствии торговцев такие объекты неминуемо убыточны и дотируются бюджетом или футбольным клубом. По информации специалистов, строительство арены на 10 тыс. зрителей, в зависимости от сложности (с козырьком или без оного, освещения, искусственного подогрева и т. д.), обойдется от 5 до 15 млн. USD. Однако по вышеизложенной причине проект неминуемо обернется убытками.

В отличие от стадионов, которые есть в каждом городе, на всю республику функционирует только один футбольный манеж, пользующийся повышенным спросом в зимнее время как у профессиональных команд, так и у любителей. Впрочем, появления второго подобного объекта не ожидается. По словам специалистов, возведение аналогичного манежа частнику обойдется в 30 млн. USD, а окупаемость проекта составит около 200-250 лет. Не менее значимая причина, чем отсутствие зрительского ажиотажа, — ограничения в ценообразовании. Предприятие не сможет поднять цену на свои услуги более чем на 0,5% в месяц, даже если спрос превышает предложение, а затраты стремительно растут.

Не имеют больших перспектив и популярные в Европе мини-футбольные площадки с искусственными газонами и освещением. По мнению главного инженера «Футбольного манежа» Владимира Чукасова, в Беларуси люди готовы оплатить услугу только зимой, когда на улице играть некомфортно, летом предпочтение отдается бесплатным школьным полям. В такой ситуации «отбить» затраты на аренду земли, покупку газона размером 27х15 при стоимости квадратного метра от 20 до 50 EUR и подводку освещения (около 80 тыс. EUR) — мало реально.

Искусственный лед

С проблемой профильной занятости столкнулись и в возведенных за государственный счет ледовых дворцах. В стране недостает любителей хоккея, регулярно расчехляющих клюшки. Несколько больше, но тоже недостаточно любителей катания на льду. Например, как рассказали корреспонденту «ЭГ» работники гродненского «Ледового дворца», в общем объеме выручки сдача в аренду льда дает всего 11%. Еще 30% дает массовое катание с прокатом и заточкой коньков. Остальные доходы предприятие вынуждено получать от проведения культурно-массовых мероприятий и другой деятельности. Впрочем, даже дополнительных видов услуг недостаточно для выхода на самоокупаемость — каток дотируется из бюджета.

Интересно, что теоретически они могут быть и не убыточными. В Латвии, например, ситуация прямо противоположная. В одной Риге функционируют 10 ледовых дворцов, возведенных за счет частных средств. Все они прибыльные — основной доход приносят 80 любительских хоккейных команд, которые выкупают 97% времени.

В этом контексте нет смысла говорить о высоких затратах на содержание искусственного катка. Если для гродненского дворца электроэнергия (прежде всего лед и освещение) обходится по 50 млн. Br в месяц, то в Латвии, покупающей энергоносители по европейским ценам, эти издержки не могут быть меньшими. И желающих «обуть железом острым ноги» в Беларуси, учитывая соотношение численности населения двух стран, наберется гораздо больше. Так что проблема заключается, скорее всего, в низком платежеспособном спросе наших соотечественников, который не позволяет окупить вложенные в строительство дворца 20-30 млн. USD. Кроме того, государство, руководствуясь соображениями социальной справедливости, жестко контролирует цены на такого рода услуги.

Дорогое здоровье

Желающим обзавестись собственным физкультурно-оздоровительным комплексом придется расстаться с 10 млн. USD. В такую сумму обойдутся «стены». Плюс затраты на внутреннюю отделку и приобретение спортивного инвентаря. От «начинки» будет зависеть прибыль. По словам директора ФОК «Серебрянка» Александра Герасимовича, наиболее рентабельны сауны и бани.

Не менее выгодно содержание тренажерных залов. Для помещения, рассчитанного на 100 человек, закупка фирменных снарядов обойдется в сумму около 1 млрд. Br, еще столько же придется отдать за внутренний интерьер. Вложенные средства с высокой долей вероятности вернутся, рентабельность «качалки» составляет около 20%, окупаемость всего около 5-8 лет.

Также экономически интересно организовать у себя группы аэробики. Степы, мячи и прочее оборудование обойдется всего в 5 тыс. USD. При этом специалисты отмечают динамично растущее посещение ФОКов женским населением (посетителей слабого пола сегодня уже порядка 40%).

За счет дешевизны оборудования, простоты установки, компактности площадки и минимума обслуживающего персонала способен приносить прибыль и настольный теннис. Стоимость 3 столов — порядка 4-5 млн. Br, и при цене услуги в 4 тыс. Br в час игра приносит порядка 30 млн. Br в год.

Зарабатывать деньги мешают ограничения в ценообразовании, жалуются специалисты отрасли. Высоковата и налоговая нагрузка. Кстати, участники рынка рекомендуют «новичкам» заранее утвердить завышенные расценки и продавать билеты со скидками. В том же ФОК «Серебрянка» в 2007 г. прибыль при выручке в 1,682 млрд. Br составила всего 51 млн. Br.

Регулирование цен государством тормозит и строительство частных бассейнов. Разовое посещение стоит порядка 3 USD. Даже при 95-процентной занятости плавательных дорожек такие суммы не позволяют покрыть расходы на строительство в размере 3 млн. USD. К тому же и в эксплуатации такой объект недешев с силу своей энергоемкости (освещение, подогрев, гейзеры, пушки, кондиционирование воздуха). Эксплуатацию этого объекта «утяжеляет» также большой штат обслуживающего персонала, необходимость химической очистки воды.

На итоговой коллегии Министерства спорта и туризма были приведены данные о числе граждан, привлеченных к занятиям физкультурой и спортом. Таковых в стране зафиксировали 1 млн. 309 тыс. человек, что составляет 13,5% населения Беларуси. Активно отдыхают наши соотечественники в 22 076 физкультурно-спортивных сооружениях, 42 манежах, 14 объектах с искусственным льдом, 238 бассейнах, 708 мини-бассейнах, 6300 спортзалах, на 241 стадионе, 11 800 плоскостных площадках.

 

Теннисный бум

В последние годы выросло число любителей тенниса, что привело к дефициту специализированных площадок. Как утверждают на этих объектах, практически все возведенные корты прибыльные. Даже активное строительство кортов в Минске, начавшееся после прихода мэра города Михаила Павлова на пост председателя теннисной ассоциации, ситуацию в столице пока не изменило. В то же время, по словам первого заместителя БТА Дмитрия Татура, «в регионах спрос на площадки пока заметно отстает от предложения».

Кроме повышенного интереса со стороны населения в столице, данный вид спорта выгодно отличает относительная дешевизна и простота возведения объекта. Для открытых кортов необходимо лишь положить покрытие и нанести разметку. Три корта с искусственным покрытием (хард) обойдутся в сумму около 15-20 тыс. USD, аналогичное число кортов с грунтовым покрытием будет стоить 10 тыс. USD.

Недорого обойдется и возведение стен и крыши над кортами, если использовать современные технологии. Сегодня наибольшей популярностью пользуются т.н. воздухоопорники. За надувной купол, рассчитанный на четыре корта, придется выложить порядка 180 тыс. EUR. Учитывая долгий срок службы покрытий (от 10 лет) и среднюю цену аренды (стандартная стоимость часа игры составляет 20 USD), специалисты оценивают окупаемость проекта примерно в 5 лет.

«Серый» баскетбол

Напротив, вернуть потраченные средства на строительство закрытого баскетбольно-волейбольного зала крайне затруднительно. Небольшой СОК с тренажерным залом и игровой площадкой, по словам специалистов ОДО «Виталюр», опустошит кошелек более чем на 1 млн. USD. Вернуть средства помешает сезонный характер спроса (интерес к игре в закрытых помещениях наблюдается только в холодное время года), а также «серый» рынок, представленный средними школами, многие из которых сдают залы.

По прогнозу специалистов, в дальнейшем спрос населения на спортивные услуги будет только расти, однако бума строительства таких сооружений (за исключением тенниса) ждать вряд ли приходится. Причина, по которой частному бизнесу нет смысла осваивать новую для себя отрасль, — элементарная невозможность заработать из-за жесткого государственного регулирования сферы ценообразования. Ситуация парадоксальная, учитывая потребность жителей Беларуси в местах активного отдыха.

Антон БОЙКО

P. S.  О господдержке и выгоде спортивного спонсорства

В соответствии с указами Президента от 7.07.2003 № 290 и № 291 организации, оказывающие систематическую поддержку хоккейным и футбольным клубам, имеют право включать в себестоимость, в т.ч. при определении прибыли, суммы денежных средств, стоимость имущества, услуг и работ, безвозмездно переданных и оказанных поддерживаемым клубам. Перечень таких организаций и поддерживаемых ими хоккейных и футбольных клубов утверждается главой государства.

Согласно указам суммы денежных средств, направленные организациями на рекламу, осуществляемую хоккейными и футбольными клубами, включаются в себестоимость, в т.ч. при определении прибыли, без учета нормативов расходования средств на эти цели.

В свою очередь, не облагаются налогом на прибыль хоккейные и футбольные клубы при получении ими денежных средств от размещения рекламы. А спортсмены и тренеры освобождаются от подоходного налога с денежных вознаграждений за участие в спортивных соревнованиях в размере до 100% их зарплаты по основному месту работы, а также с доплат на питание сверх установленных норм во время сборов и соревнований.

Указом от 5.04.2007 № 166 такие же льготы предоставлены тем, кто попал в список постоянных спонсоров клубов по баскетболу, водному поло, хоккею на траве, гандболу. Кроме того, согласно Указу от 24.09.2007 № 445 РУП «Белтаможсервис» ежеквартально на плановой основе оказывает систематическую поддержку общественному объединению «Белорусский тяжелоатлетический союз» в размере не менее 15% в год от суммы средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете на содержание национальной команды Беларуси по тяжелой атлетике, с предоставлением аналогичных льгот.

Таким образом государство стимулирует поддержку бизнесом большого спорта. Тем видам спорта, кто не относится к столь приоритетным направлениям, не говоря уже о физкультуре и оздоровительных мероприятиях, никаких льгот не положено. Приходится за свои кататься…