$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ИГРА ПО НАЛОГОВЫМ ПРАВИЛАМ©

24.08.2012

Недавно в налогообложении игорного и вендингового бизнеса появились новшества, которые вызвали неоднозначные оценки у плательщиков. С просьбой разъяснить ситуацию «ЭГ» обратилась к начальнику главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Владимиру МУКВИЧУ.

— Владимир Валерьевич, можно по-разному относиться к игорному бизнесу, но он у нас развивается довольно активно. Стало быть, и правила в данной сфере, в т.ч. условия налогообложения, должны быть четко определены. Однако представители этого бизнеса сейчас жалуются, что их заставляют доплачивать налоги с начала года. Почему это произошло?

— Государство требует от игорного бизнеса строго соблюдать законодательство, в т.ч. в налоговой сфере. Это на самом деле специфическая сфера предпринимательской деятельности, и жесткий контроль здесь необходим. Вместе с тем игорный бизнес в определенной мере позволяет развивать в нашей стране сопутствующие сферы, например, туристическую, и приносит довольно значительную выгоду. Так, в прошлом году налоговые поступления от игорного бизнеса составили 0,2% доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами. Эти средства очень нужны государству для выполнения его функций, и прежде всего социальной.

Конечно, можно было бы запретить казино и игровые автоматы. Но негативные последствия такого шага таковы, что для государства и общества, несомненно, лучше, чтобы этот бизнес был легальным в цивилизованных рамках. Кстати, в последние годы в нашей стране существенно ужесточены требования к этой сфере предпринимательской деятельности, что дало положительные результаты.

Что касается ситуации в налогообложении игорного бизнеса, то нужно пояснить следующее. С 1 января в Налоговом кодексе были установлены новые ставки налогов, которые заметно выше, чем утвержденные п. 4 Указа Президента от 19.11.2010 № 599 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в игорном бизнесе».

Напомню, что ранее ставки налога на игорный бизнес устанавливались в евро — единственные в нашей налоговой системе. Указом № 599 эти ставки были определены в белорусских рублях. Однако в прошлом году курс национальной валюты существенно снизился, что потребовало пересмотра действующих ставок, что и было сделано в НК. Однако налог на игорный бизнес продолжал взиматься по ставкам, предусмотренным в Указе № 599, поскольку перейти на другие, предусмотренные в НК, до отмены п. 4 Указа № 599 не было правовых оснований. Законом от 30.12.2011 № 330-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» предусмотрен 6-месячный срок со дня его официального опубликования (с 18.01.2012 г.) для приведения нормативных правовых актов в соответствие с этим законодательным актом. Это и было сделано: п. 4 Указа № 599 был отменен Указом Президента от 11.07.2012 № 312, т.е. строго в установленный Законом № 330-З срок. При этом этот же Указ № 312 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января т.г. Поэтому игорному бизнесу и следует доплатить налог, пересчитав его по ставкам, установленным в Налоговом кодексе, причем не позднее отчетного периода, следующего за налоговым периодом, в котором опубликован Указ № 312 — а именно до 22 августа.

— Получается, что государство хочет взять больше налогов задним числом?

— Государство хочет взять налогов столько, сколько положено по законодательству. Отмечу, что, во-первых, это не стало новостью для тех, кто работает в данной сфере. Во-вторых, доходы у них в текущем году существенно выросли, ведь тарифы для игроков значительно увеличились.

Мы неоднократно встречались с представителями игорного бизнеса и разъясняли им, что надо накапливать средства, чтобы доплатить налоги. Иного пути просто нет. Так что бизнесменам было заранее известно о сложившейся ситуации. Правда, теперь некоторые заявляют, что они будут вынуждены закрыть свои заведения, поскольку не могут заплатить налоги. Но зачем вести бизнес, если у тебя нет прибыли и средств, чтобы заплатить налоги? В этой сфере достаточно высокая конкуренция. И тому, кто работает хуже остальных, естественно, грозит банкротство. Законы рынка одинаковы в любой сфере.

— А теперь давайте обратимся к другой области — вендингу. Здесь возникла своя проблема, связанная с установлением МНС с 1 июля новой системы контроля в соответствии с постановлением Совмина и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16. Многие владельцы торговых автоматов считают, что эта система контроля не нужна и к тому же ее установка и обслуживание обходятся недешево.

— К сожалению, любые системы контроля со стороны налоговых органов негативно воспринимаются бизнесменами. Основная особенность такого контроля в том, что он направлена на предупреждение нарушений налогового законодательства. Понятно, что прозрачный для налоговиков характер информации о денежных потоках кое-кого не устраивает. Мы и не ожидали благодарности за установление постоянного контроля над выручкой торговых автоматов.

Кстати, в последнее время этот вид бизнеса успешно развивается как у нас в стране, так и за рубежом. При этом практически все владельцы торговых автоматов в республике применяют упрощенную систему налогообложения, при которой облагаемой базой является выручка. Но ее фактические суммы проконтролировать было весьма сложно. Однако государство имеет полное право знать, какова она. И здесь принцип неизменен: заплати налога столько, сколько положено — другого пути нет. К тому же мировая практика говорит о том, что это весьма прибыльный бизнес, а количество торговых автоматов увеличивается. Затраты в этой сфере не столь высоки, поскольку не нужно многочисленного персонала, больших арендованных площадей и т.п.

Что касается стоимости новой системы контроля, то залог за электронное устройство, взимаемый при установке модуля и возвращаемый после его снятия, меньше, чем стоимость самого дешевого кассового оборудования, используемого в нашей стране, а стоимость его ежемесячного обслуживания не больше. Для тех субъектов предпринимательской деятельности, у которых возникли затруднения с перечислением залоговой стоимости, были предусмотрены отсрочки платежа.

— Позиция государства понятна. А что может получить от такого нововведения сам вендинговый бизнес?

— В том-то и дело, что в этой современной информационной технологии много преимуществ и для бизнеса. Прежде всего владелец торгового автомата может получить оперативную достоверную информацию о выручке по каждому торговому автомату в любое время суток. Это позволяет анализировать эффективность его работы и делать соответствующие выводы. Например, не стоит ли перенести торговый автомат в другое место и т.п. Кроме того, можно сократить затраты на обслуживание за счет оперативного получения информации о сбоях и быстро устранять неполадки. К тому же надо иметь в виду и человеческий фактор: выручку из автоматов привозят обслуживающие их операторы. Есть же хороший принцип: доверяй, но проверяй. Он применим в любой сфере бизнеса.

Еще можно напомнить об устранении нечестной конкуренции. Не секрет, что за счет различных ухищрений, например, ввоза ингредиентов для торговых автоматов без таможенной пошлины, некоторые участники вендингового бизнеса устанавливали явно заниженные цены. Кроме того, автомат может не работать длительное время из-за того, что был отключен конкурентами, арендодателями или обиженным покупателем. Новая система контроля позволяет это сразу же обнаружить. Также сейчас можно проверить, не «зажевалась» ли купюра. При наличии новой системы контроля владельцы торговых автоматов могут обоснованно отказать тем, кто требовал возврата денег под предлогом того, что товар якобы не выдан покупателю. Ранее такие случаи были не столь редки.

Замечу, что всю информацию владельцу торгового автомата можно получить при наличии электронной цифровой подписи, а при ее отсутствии — в ежемесячных отчетах в бумажном виде, направляемых по почте или по электронной почте.

Кстати, ряд вендинговых компаний разрабатывали свои системы мониторинга торговых автоматов. Однако они оказались пригодны только для очень ограниченного количества моделей. К тому же это очень затратные проекты. А созданная МНС система контроля может охватить значительно более широкий парк применяемых в нашей стране торговых автоматов.

— Но есть, наверно, и другие варианты. Почему бы, например, не ввести для вендингового бизнеса патентную систему налогообложения, как это сделано в России?

— Я не считаю, что эта система справедлива. В стоимости патентов трудно учесть реальные условия деятельности, например, в малых и больших городах. Торговые автоматы могут быть установлены на вокзале и в больнице, в торговом центре и т.п. Существенные различия в выручке есть и по временам года, и в течение суток. Все это сложно учесть в стоимости патента, что тоже будет вызывать нарекания у налогоплательщиков. Кстати, аналогичный механизм контроля в налогообложении успешно зарекомендовал себя в ряде государств, например, в Азербайджане.

— А каковы первые результаты введения новой системы контроля у нас?

— Пока рано говорить о результатах. В июле не так уж много продаж, скажем, чая или кофе. Но судя по данным проведенного нами мониторинга, у некоторых торговых автоматов выручка увеличилась в 2 и более раза.

— Не могу не задать вопрос об унификации акцизов в Таможенном союзе. На практике она означает весьма значительный рост этого налога в Беларуси. Данный вопрос волнует как производителей, так и потребителей подакцизной продукции. В последнее время акцизы и так растут довольно высокими темпами, а следом растут и цены…

— Да, акцизы обязательно будут унифицироваться в рамках Таможенного союза. Но этот процесс должен носить постепенный характер. Семимильными шагами идти в этом направлении мы не будем.

Беседовала Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях