Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
22.01.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Идем и возвращаемся

Рыночные преобразования в нашей стране, позитивные моменты этого процесса и просчеты в нем являются предметом заинтересованного внимания не только сугубо экономистов. Иногда весьма полезен и взгляд людей сопутствующих профессий. Сегодня о реформировании экономики республики рассуждает кандидат исторических наук Николай НЕСТЕРОВИЧ. В его арсенале факты из сегодняшнего дня и недавнего прошлого, а также опыт зарубежных стран.

Рыночные преобразования в нашей стране, позитивные моменты этого процесса и просчеты в нем являются предметом заинтересованного внимания не только сугубо экономистов. Иногда весьма полезен и взгляд людей сопутствующих профессий. Сегодня о реформировании экономики республики рассуждает кандидат исторических наук Николай НЕСТЕРОВИЧ. В его арсенале факты из сегодняшнего дня и недавнего прошлого, а также опыт зарубежных стран.

Белорусская экономика, идя курсом реформ, напоминает слепого, сбившегося с дороги и понимающего это. Он в нерешительности стоит, затем возвращается туда, откуда он только что начал путь, опять двигается вперед, но уже куда-то в сторону... Эти зигзаги хорошо видны на примере шагов правительства по либерализации экономики.

Вспомним, что в 1995г. практически все производство белорусской промышленности, большинство сельскохозяйственной продукции и предметы ее переработки были освобождены от всех видов ценового контроля и регулирования. Однако во второй половине 1996г. правительство начало двигаться в противоположном направлении. В сентябре был издан указ, который восстановил государственное регулирование цен на широкой ассортимент товаров, разрешил местным органам власти применять ценовой контроль в отношении "социально значимых товаров", заморозил до конца 1996г. цены на ряд важных товаров.

В последующие годы государство также предпочитало регулировать цены в административном порядке, периодически осуществляя административно-командный "возврат цен", устанавливая "справедливые" цены.

В 2001г. вновь наметился существенный прогресс в либерализации цен. Постановлением Совмина от 2001-03-26г. N 398 на второй квартал был отменен потолок индикативных цен в промышленности, значительно (почти на 80%) сокращен перечень товаров и услуг, цены на которые регулировались государством. В третьем квартале утвержденные очередным правительственным постановлением предельные индексы изменения отпускных цен на товары и услуги были увеличены в 1,7--4,2 раза по сравнению со вторым кварталом. Тем не менее сегодня государство по-прежнему сохраняет регулирование цен по основным позициям (топливо, связь, транспорт, производство мебели, лесная промышленность и др.). Поэтапная, растянувшаяся на длительное время реформа ценообразования не привела к полной либерализации цен.

Наряду с освобождением цен как ключевого звена процесса дерегулирования хозяйственной деятельности в Беларуси предприняты и другие шаги по либерализации экономики. Так, частично ликвидированы обязательные государственные плановые задания и фондовое распределение материально-технических ресурсов, созданы определенные правовые предпосылки для частно-предпринимательской деятельности. Вместе с тем эти составные компоненты либерализации экономики не получили достаточного развития. Система директивного планирования и централизованного распределения ресурсов еще очень сильна. Через госзаказы на продукцию и услуги государство по-прежнему формирует государственные резервы, обеспечивает нужды обороны, образования, здравоохранения, снабжения населения, критический импорт дефицитных видов топливно-сырьевых ресурсов, продовольствия, а также выполнение государственных обязательств. Свободное создание новых частных предприятий еще встречает немало правовых препон.

Мы уже много писали о неоправданной необходимости лицензирования большого числа видов предпринимательской деятельности и очень радовались, что к августу 2001г. это число сократилось до 152. Но было ведь 77! То есть оно по-прежнему остается чрезмерно большим. Для сравнения: в Польше в это время лицензированию подлежали 14, а в Эстонии -- 12 видов предпринимательской деятельности.

Такой же непоследовательностью и нерешительностью характеризуется и деятельность правительства Беларуси по стабилизации экономики. Прежде всего имею в виду борьбу с инфляцией. Сегодня она -- в пределах допустимого. После того как убедились в пагубности практики расширения кредитной политики. Вместо того чтобы с помощью жестких бюджетных ограничений заставить убыточные предприятия провести реструктуризацию, правительство субсидировало их -- в основном через крайне инфляционный механизм выделения Национальным банком рефинансирующих кредитов банковской системе, которые затем предоставлялись конечным пользователям в конкретных секторах экономики. Результат оказался обратным: массированное печатание и вливание в экономику ничем не обеспеченных денег еще больше повышало инфляцию и усугубляло диспропорции в народном хозяйстве. Он еще раз подтвердил ту непреложную истину, что расширение кредитной массы, опережающее рост реального производства, является причиной инфляции, а не ее результатом. Причем причиной основной.

Но разве не та же политика сегодня проводится по отношению к агропромышленному сектору экономики? Разве вливание бешеных денег в заведомо отсталые хозяйства пойдет ей на пользу? Мы упорно наступаем опять на грабли. Но, может быть, скорее все-таки треснет ручка, а не лоб!

"Броуновское" движение в экономике наблюдается в частном секторе. Разгосударствление и приватизация -- ключевое звено рыночного реформирования экономики, поскольку после либерализации рынка правительство рано или поздно оказывается не в состоянии контролировать значительные сегменты динамично развивающегося хозяйства. И тогда лучшим способом усиления конкуренции и повышения эффективности предприятий становится децентрализация прав собственности.

У нас же на сегодняшний день частный сектор составляет всего 20%. Это и есть доля рыночной экономики. Отсюда -- многие все более обостряющиеся экономические проблемы: рост числа убыточных государственных предприятий, снижение уровня иностранных инвестиций, высокая налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования и т.д. Поэтому переходный процесс в Беларуси никак нельзя считать завершенным, а достигнутый экономический рост -- устойчивым и необратимым. Отступивший экономический кризис может в любой момент разразиться с новой силой. Завершенным переход к рыночной экономике будет считаться только тогда, когда проблемы и дальнейшие реформы станут аналогичны задачам, стоящим перед странами с развитой рыночной экономикой.

В этой связи необходимо отметить, что мировой опыт показывает: свободная рыночная экономика не только не исключает, а даже предполагает наличие государственной собственности, но лишь на крупные общественные объекты (электроэнергетика, железная дорога, почта и т.д.). Остальная часть экономики, где не переплетены интересы всех жителей страны, передается в частные руки. Есть и цифры оптимальной приватизации. Самый работающий вариант -- это передача частнику до 70% промышленности, 100% объектов торговли и сферы услуг и до 50% земли. Нынешний же уровень разгосударствления, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве Беларуси, явно недостаточен для формирования такой модели экономики.

О чем еще говорит мировой опыт?

Там, где либерализация характеризовалась большей скоростью и размахом, возобновление экономического роста обычно наступало уже после трех лет. Исследования однозначно указывают и на то, что относительная финансово-экономическая стабилизация в виде снижения инфляции до умеренного уровня (около 40% в год) способствует экономическому росту. Например, возобновление роста экономики в Латвии и Чехии наступило после снижения инфляции до 26% и 10% соответственно, а в Литве, Польше и Эстонии этот процесс начался на уровне 42--45%.

Вновь достигнутая в 2001г. относительная финансово-экономическая стабилизация укрепила базу для дальнейшего роста белорусской экономики. Слово "дальнейшего" весьма относительно. Если учесть, что валовый внутренний продукт в первые годы реформирования (1991--1995гг.) уже на 35,4%, а за последние пять лет вырос почти на 40%, то можно констатировать лишь выход на уровень докризисного 1989г. Другими словами, мы лишь в исходной точке. И это притом, что Беларусь имела более благоприятные, чем другие страны СНГ, стартовые экономические условия для перехода к рынку.

Вместе с тем надо осознавать, что суть вопроса о переходе к рыночной системе вовсе не сводится к априорному выбору стратегии или к темпам этого перехода. Главное -- добиться эффективного и не слишком дорогостоящего перехода. И в разных странах этот выбор зависит от конкретных условий. Тем не менее мировой опыт показывает, что наибольший эффект сопутствует радикалам, независимо от исходной экономической и политической ситуации в стране. Поэтому для завершения рыночного реформирования экономики Беларуси необходимы более решительные и быстрые действия, пока в ней есть еще относительная финансовая стабильность.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений