$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Идей много, готовых решений мало

12.03.2010

Отечественные и иностранные инвесторы готовы вкладывать деньги в белорусскую IT-сферу в целом, и в Интернет в частности. Однако сам рынок пока не созрел для прихода серьезных инвестиций в цивилизованном формате. Виной тому — отсутствие готовых, приносящих прибыль проектов.

Белорусское интернет-пространство привлекательно для инвесторов в первую очередь тем, что оно еще не поделено и, в отличие от соседних стран, в нем полно свободных ниш. По самым скромным подсчетам, сейчас инвестиционный потенциал байнета составляет от 10 до 30 млн. USD.

Основная проблема кроется в том, что у нас пока мало стоящих проектов, в которых бы инвесторы захотели поучаствовать. Об этом свидетельствовали и результаты прошедших в Минске первых двух Start up Weekend — бизнес-форумов, призванных помочь предпринимателям найти инвесторов для реализации своих идей.

Как рассказал «ЭГ» один из организаторов мероприятий Александр Патутин, на форумах было заявлено 70 проектов, из которых лишь 20–25% как-то соответствовали так называемой стадии стартапа, т.е. их представляли не физические лица или индивидуальные предприниматели, а инновационно активные фирмы. Такие проекты потенциально интересны для инвесторов, поскольку их можно было продать вместе с фирмой либо долей в ее уставном капитале. Тем не менее ни один из них пока не смог найти покупателя.

А.Патутин пояснил типичную ошибку белорусских IT-предпринимателей: «Большая часть представленных проектов чисто информационные, тематические, без инноваций. С точки зрения продвижения и монетизации — нового ничего нет. Во многом это повторения существующих моделей, но с новым контентом».

У некоторых начинающих предпринимателей нет понимания того, что большинству инвесторов не нужны «голые» идеи. Им нужен готовый бизнес, приносящий деньги. «Идеи есть — нету стартапов. Есть сырые задумки, пусть и неплохие, но ни одна из них не представляла собой бизнес, хотя бы в зачаточном состоянии, куда мог бы войти инвестор. Никто не представил работающей модели, из которой было бы понятно, за счет чего проект потом будет приносить прибыль», — посетовал организатор бизнес-форумов.

Коме того, многие проекты еще не вышли из «мертвой зоны», когда они формально готовы к продаже, но пока не приносят денег и поэтому неинтересны инвестору. Впрочем, их авторы могут надеяться не только на собственные средства, деньги родных и знакомых, но и на бизнес-инкубаторы, один из которых функционирует при БГУИР.

В соседних странах помощь также оказывают т.н. «бизнес-ангелы» — инвесторы, которые готовы пойти на риск ради того, чтобы довести перспективный проект до стадии готового бизнеса. В ближайшем Start up Weekend ожидается участие одного из них — российского бизнесмена Дмитрия Альмухаметова. Приглашен также руководитель московского представительства Microsoft Павел Черкашин, у которого богатый опыт инвестирования в стартапы, и один из бывших руководителей Rambler.ru. Возможно, присутствие гуру Интернета поможет переломить ситуацию в сторону привлечения капитала.

Хотя нельзя говорить о том, что сейчас на белорусском рынке интернет-проектов вообще отсутствует какое-либо движение. Некоторые проекты успешно продаются и покупаются, а суммы сделок доходят до нескольких сотен тысяч USD. Правда, их, как правило, не придают огласке. Рынок еще не стал цивилизованным, а поэтому многие предпочитают «не светиться».

Леонид ЛОСИЧ