$

2.2340 руб.

2.4334 руб.

Р (100)

3.4137 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Исследования

И все-таки он вертится!

27.09.2002
Малый бизнес выживает вопреки агрессивной политике государства

На прошлой неделе Всемирный банк опубликовал результаты исследования под названием "Среда для развития бизнеса в Беларуси". 625 белорусских субъектов хозяйствования (в том числе 107 индивидуальных предпринимателей) опрашивались на предмет их затрат на выполнение обязательств перед государством. Экспертов интересовали вопросы регистрации, лицензирования, взаимоотношения бизнеса с контрольными органами, налогообложения, сертификации и ценового контроля. Выводы экспертов подтвердили наихудшие опасения: по сравнению с Беларусью деловой климат даже в бедных странах СНГ кажется чуть ли не предпринимательским раем.

Богатые страны сильны малым бизнесом. Бедные -- слабы большим

Выводы Всемирного банка -- это своеобразная оценка работы министерств экономики, финансов, по налогам и сборам, а также качества координации деятельности правительства и местных органов власти. По новой 10-балльной шкале государство получило двойку. По числу малых и средних предприятий (2,8 на 1000 человек) Беларусь отстает и от бюрократической Украины (5 на 1000), и от прошедшей чековую приватизацию России (6 на 1000). С 1999 года число МП сократилось с 26,8 тыс. до 24,6 тыс. Они производят всего 6,6% ВВП и обеспечивают рабочими местами только 7,9% рабочей силы. Малые предприятия Беларуси формируют лишь 5--6% объема промышленного производства. По этому показателю наша страна -- последняя в списке государств с переходной экономикой.

Мы в 10--13 раз отстаем от стран "большой семерки", для которых малый и средний бизнес -- это источник экономического могущества и динамического развития. Возьмем, например, США. Более 99% работодателей этой страны относятся к малому бизнесу. На него приходится 50% рабочей силы частного сектора, он является источником 75% новых рабочих мест. Производительность труда в этом секторе на 20%, а зарплата на 15% выше, чем в остальной части экономики. 92% американцев считают, что они были бы счастливы, если бы их дети открыли малый бизнес.

На что тратим время?

Правительство явно не хочет получать в бюджет налоги, потому что не предприняло необходимых мер для того, чтобы упростить и удешевить процедуру вхождения в рынок и работы на нем. В Беларуси регистрация компании в среднем занимает 59 дней, в Украине -- 26. Процесс перерегистрации длится еще дольше -- свыше двух месяцев. Сумма регистрационных платежей в РБ составляет 223 USD, это в 10 раз больше, чем в Украине. Известны случаи, когда регистрация обходилась в несколько тысяч долларов. Отсутствие исчерпывающего списка документов, необходимых для регистрации, позволяет чиновникам растягивать процедуру до бесконечности.

Опрошенные отметили, что регистрационная процедура за последние 5 лет значительно ухудшилась. Правительство, очевидно, считает, что народ у нас богатый, поэтому за любое обращение в государственный орган выставляет счет, как в дорогом ресторане. Даже мелкие изменения в уставных документах равнозначны перерегистрации. В среднем внесение изменений в уставные документы длится 50 дней. Такой дорогой выход на рынок выгоден в первую очередь крупным государственным и частным предприятиям, которые давно работают на рынке и имеют свою неформальную инфраструктуру (знакомства в нужных органах власти, доверительные отношения и т.д.).

Вопреки логике и здравому смыслу в стране построена система госрегулирования, при которой малые предприятия "должны соблюдать больше нормативных требований в абсолютном выражении и, следовательно, в большей степени страдают от этого". Обращение к юристу или финансовому консультанту для индивидуального предпринимателя может стоить неделю работы, в то время как для крупного предприятия эти расходы абсолютно некритичны. МП до 10 человек регистрируется 65 дней, а предприятие, на котором работают от 101 до 500 человек -- на 18 дней меньше. И первые, и вторые тратят 18% своего рабочего времени на выполнение требований нормативно-правового характера.

Обратите внимание на этот факт. В 5-дневной рабочей неделе один день полностью отдается государству. Среднее белорусское предприятие целых 1,5 месяца в году вынуждено заполнять бланки, заявки, отчеты, а затем сдавать их в соответствующие органы.

Право на жизнь -- по лицензии и сертификату

Право человека на жизнь не реализуемо без права на труд. Совет Министров подзабыл, зачем нужны лицензии и сертификаты в принципе. Если вид деятельности создает угрозу для жизни и имущества граждан, то государство может установить процедуру контроля за производителями определенного вида товаров и услуг.

В Беларуси разрешительные процедуры не защищают потребителя, а являются по сути дела еще одной формой налога. 165 сфер деятельности не могут представлять угрозу здоровью гражданина. Свыше 50 государственных ведомств, каждое из которых устанавливает свою процедуру выдачи разрешения на право работать, являются своеобразными мини-государствами, каждый со своим уставом.

Госорганы, которые выдают лицензии и сертификаты, имеют от этого свой доход и всеми способами стараются не выпустить из рук такое "прибыльное дело". "В результате в среднем белорусской фирме необходимо в 4--5 раз больше лицензий, чем фирмам в других странах бывшего Советского Союза, а также больше времени для получения каждой лицензии".

Процедура лицензирования
 
============================================================
                             Грузия  Украина  Молдова  Беларусь
                             2001    2001     2002     2001

------------------------------------------------------------
Количество требуемых лицензий
для средней фирмы             0,9     1,6       3        5,5
Время, затрачиваемое на
получение одной лицензии, дни  12      11     28,6      30
Официально сумма платы
за одну лицензию, USD         167      63      389      135
% тех, кто платит
неофициально                   19      19     37,6     18,9
Размер неофициальных платежей
за одну лицензию, USD         157      21      158      67
============================================================

Сертификаты соответствия и гигиены в паре с лицензиями представляют собой еще одно высокое препятствия на пути развития малого бизнеса. Факты проверок производственных предприятий, торговых точек, кафе и ресторанов показывают, что рост числа лицензируемых и сертифицируемых видов деятельности не приводит к уменьшению жалоб потребителей на качество товаров и услуг и не блокирует производство псевдофирменных товаров в подполье. Значит, широко распространенные в Беларуси процедуры не выполняют своих формальных функций и имеют совершенно иное предназначение.

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации получает деньги от "продажи" сертификатов и кровно заинтересован в расширении списка сертифицируемых товаров. "За период с 1999 по 2001 гг. первоначальный перечень товаров и услуг, подлежащих сертификации, был дополнен по 10 позициям". С точки зрения органов сертификации, белорусский потребитель настолько беззащитен и наивен, что даже такие товары, как велосипедные звонки и электрические дверные звонки надо допускать к продаже только при наличии соответствующих сертификатов. В каждом продаваемом с сертификатом товаре 10--20% стоимости составляют затраты на получение самого сертификата.

Совет Министров, расширив до предела компетенции разрешительных и контрольных органов, не видит четкой взаимосвязи между потерей ценовой конкурентоспособности белорусских товаров и тяжестью регуляторного бремени.

Сравнение требований по сертификации продукции
 
============================================================
                         Грузия  Украина  Беларусь  Беларусь   
                                          (сертифи- (гигиени-  
                                          кация)    ческая        
                                                    регистрация)

============================================================
% товаров и услуг,
подлежащих сертификации   46,6    26,1      35        27
Время, затрачиваемое на
получение одного сертификата,
дни                        3,4    15,3      24        15
Официальная сумма платы
за получение одного
сертификата, USD           989   120,7     146        45
% тех, кто платит
неофициально              35,4    22,4    10,5        10
Размер неофициальных
платежей (сверх
официальной платы), USD   73,8     223     195       29
============================================================

Всевидящее око контролера

Отраслевые министерства, получив индульгенции от исполнительной и законодательной власти на всеобъемлющее регулирование, оставляют за собой право постоянно следить за правильностью его исполнения. Поскольку в Беларуси вряд ли можно найти человека, который был бы в состоянии хотя бы прочитать все принимаемые нормативные акты, то, естественно, что руководители предприятий не знают всех тонкостей законодательства. Выводы исследования Всемирного банка подтверждают, что за это незнание надо дорого платить.

Предприятия "подвергаются более жесткому контролю по сравнению с предприятиями в других странах региона. Периодичность проверок, осуществляемых налоговыми органами, пожарными и санитарными службами, в Беларуси сопоставима с периодичностью аналогичных проверок в Украине. Однако присутствие других контролирующих органов в Украине является слабоощутимым либо отсутствует вообще, в то время как в Беларуси они создают значительную дополнительную нагрузку для компаний".

Среднее число и продолжительность проверок в Украине и Беларуси в 2001г.
 
============================================================
                           Беларусь             Украина  
Контролирующие       Число    Продолжи-   Число    Продолжи-
органы               проверок тельность   проверок тельность
                              каждой               каждой  
                              проверки,            проверки,
                              дней                 дней 
   
============================================================
Налоговые инспекции  2,2       15,5      1,4        13,1
Пожарные службы      2,2       2         1,3        2,7
Санитарные службы    4         2,7       1,1        3,5
Милиция              4,7       3        Незначи-   Незначи-
                                        тельно     тельно    
Комитет госконтроля  1,5       16       Нет такого Нет такого
                                        ведомства  ведомства        
 
Органы                                  Незначи-   Незначи-
госбезопасности      2       11,5       тельно     тельно 
Прокуратура         1,2       5         Незначи-   Незначи-
                                        тельно     тельно 
Органы ценового                         Незначи-   Незначи-
контроля             2         7        тельно     тельно        
Органы
стандартизации     1,9        5         0,5       3,1
                                                          
Органы по охране                        Незначи-   Незначи-
окружающей среды   1,8       2,5        тельно     тельно 
                                                          
Лицензирующие                           Незначи-   Незначи-
органы             2,2       4,5        тельно     тельно       

Органы защиты прав
потребителей         3        2         0,4       2,1
                                                          
Министерства                            Незначи-   Незначи-
и ведомства        1,6       11         тельно     тельно     
============================================================

Многие экономисты и бизнесмены описывают нашу южную соседку Украину как рай для бюрократов. Увы, наше правительство в упорной борьбе с национальным бизнесом сумело отобрать пальму бюрократического первенства. Органа, наделенного такими полномочиями, как Комитет государственного контроля, в цивилизованных странах нет, поэтому само его присутствие и дублирование функций других контрольных органов "негативно сказывается на работе проверяемых субъектов хозяйствования". Закон о Комитете госконтроля написан так, что данный орган может проводить произвольное количество любых проверок.

Как показывают результаты опроса, новые компании подвергаются такому же количеству проверок, как и крупные предприятия, в том числе работающие по госзаказу. Индивидуального предпринимателя в среднем проверяют 24 дня в году, негосударственное унитарное предприятие -- 68, государственное унитарное -- 103, ООО -- 55, ОДО -- 37, ЗАО -- 107, а производственный кооператив -- аж 114 дней. Понятное дело, что государство не компенсирует издержки предприятия, связанные с потерей рабочего времени сотрудниками, которые вместо производственной деятельности должны удовлетворять запросы проверяющих.

Бессмысленность института частной собственности в Беларуси

Кому реально принадлежит завод, на котором формальный собственник Гринкевич производит фанеру и ДСП? Когда ему надо потратить 3 месяца на перерегистрацию, получить 10 лицензий, 20 сертификатов и "заинвестировать" в эту "производственную" деятельность 4 месяца, когда за год он имеет 12 проверок, каждая из которых обходится ему в 1121 USD потерь в денежной форме (формальные и неформальные платежи и штрафы) и в 81 день времени, когда его предприятие проверяют на предмет правильности формирования цены, порядка расчетов, видов производимых и продаваемых товаров, сумм контрактов, то Гринкевич является лишь тем человеком, который получает от чиновников право на временное управление определенных объемов ресурсов, имущества и денег.

Заметьте, что мы даже не начинали говорить о налогах и сборах, которых в нашей стране насчитывается 39.

Ежегодно индивидуальный предприниматель сдает в налоговую 20 бланков, из которых 8 -- пустые. Негосударственные унитарные предприятия обязаны сдать 133 бланка, из них 34 -- пустые. Больше всего работы у бухгалтеров ООО: они носят в налоговую 156 бланков, 35 из которых -- пустые. 78,7% респондентов ответили, что для своевременной уплаты налогов им необходимо содержать штат из трех бухгалтеров. По мнению опрошенных, налоговое законодательство постоянно ухудшается на протяжении последних пяти лет.

Сцилла и Харибда белорусского бизнеса -- это запутанное, постоянно меняющееся законодательство с одной стороны и огромные штрафы за любое, пусть даже самое мелкое нарушение, с другой. Как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица отмечают такие проблемы, связанные с налоговым законодательством, как высокие ставки, невозможность предсказать, какие налоги и как надо будет платить в будущем, произвол налоговых инспекторов и внесудебное изъятие средств со счетов.

Результаты опроса Всемирного банка -- еще одно подтверждение тому, что в Беларуси преждевременно говорить о частной собственности. Без этого важнейшего экономического института накопление богатства и эффективная социальная защита невозможны. "Практически каждый третий респондент (29%), представляющий частное предприятие, отмечает, что государственные органы осуществляют контроль за заключенными контрактами. Наиболее типичными формами контроля... являются контроль условий расчетов по контрактам (67%), ценовой контроль (54%), контроль видов товаров (35%) и сумм контрактов (28%)". Чем больше предприятие, тем жестче контроль за его деятельностью. Более 68% компаний с численностью работающих свыше 500 человек заявляют, что подписанные ими контракты официально или неофициально контролируются.

Почему же власти удивляются, что белорусский капитал убегает за границу, поддерживает экономику Смоленска и Кипра? Министерство экономики не может сказать правду о состоянии экономики и о том производственно-финансовом кризисе, в котором находится наша страна, потому что оно само является автором большинства антипредпринимательских норм. Именно Министерство экономики вместе с министерствами финансов и по налогам и сборам являются основными архитекторами деловой среды Беларуси. Ответственность за самые плохие в регионе инвестиционные рейтинги, самые низкие индексы экономической свободы, за резкое падение конкурентного потенциала страны лежит, в первую очередь, на данных органах управления. Что бы ни говорили представители власти, результаты исследования Всемирного банка -- это еще одно доказательство того, что в Беларуси построена сильно монополизированная, бюрократическая система, без рынка и социальной защиты.

Автор публикации: Ярослав РОМАНЧУК,президент научного исследовательского центра Мизеса -- специально для "НЭГ"


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы