Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
29.01.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

И все-таки — "лохотрина"... Но кто в соучастниках?

АКТУАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ. НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ. (См. "НЭГ" N 3 от 15 января 2002г. -- "Викторина или "лохотрина"?") 20 января состоялся розыгрыш призов нашумевшей телевикторины. Жребий выбрал минчанку Марию Писарину.
20 января состоялся розыгрыш призов нашумевшей телевикторины. Жребий  выбрал минчанку Марию Писарину.

Не знаем, чувствует ли себя счастливой победительница, -- пока ни ключей, ни ордера она не получила. Ей предложили подписать договор на бесплатное строительство однокомнатной квартиры в доме по ул. Якубовского, 1, который поднялся только на уровень фундамента (см. фото). А ведь согласно приказу Минфина от 2.04.99г. N 73 "Об утверждении требований к проведению розыгрыша призов (рекламных игр)", приз (в данном случае квартира) должен быть предоставлен в процессе розыгрыша как готовый объект правоотношений.

М.Писарина еще не задает себе вполне очевидных вопросов: как юридически оформят ее право собственности на несуществующую недвижимость? Сообщили ли ей, что она обязана будет выплатить подоходный налог в размере 35% от стоимости выигранного жилья? (Освобождаются от налога только призы, стоимость которых не превышает 20 минимальных зарплат.)

В подтверждение сомнительности правомерности действий организаторов викторины процитируем Гражданский кодекс Республики Беларусь (гл.57). "Лицам, которые...признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или натуральной) и в срок, а если срок в этих условиях не указан, -- не позднее десяти дней с момента определения результатов игр" (ст.932 ГК).

Также спорной является правомерность заключения договора с победительницей, поскольку, согласно процитированным нормативным актам, приз должен быть явно предоставлен организатором викторины. Приз должен быть реальной собственностью организатора викторины -- а его пока нет в какой бы то ни было форме.

Логично предположить, что организация рекламной кампании прикрыла коммерческую сделку по извлечению прибыли из воздуха. Ведь потребности в проведении рекламной игры у Совета займа не было. Ибо в рамках займа уже существует внутренняя очередь на приобретение и строительство 1-2-комнатных квартир. Дополнительные претенденты -- участники рекламной игры -- лишь ухудшают положение очередников. К тому же, несмотря на сформированную в ходе игры т.н. базу потенциальных заказчиков в количестве 297 человек, ни один реально возможный договор с ними не заключен: нет к сделке квартир. Самое "продвинутое" здание имеет лишь шесть этажей из проектных девяти. Да и то жилье уже предварительно распределено между очередниками займа.

Инициаторы рекламной игры на белорусском ТВ -- а это Совет второго Минского целевого облигационного жилищного займа -- люди более чем искушенные, они сто раз должны были взвесить все "за" и "против" и уж тем более позаботиться о юридической безупречности телевикторины.

Согласно положению и регламенту Совета, это коллегиальный орган, не обладающий правами юридического лица. Он призван координировать деятельность всех организаций, участвующих в мероприятиях облигационного займа.

Вообще-то, в Совете принята многоступенчатая схема подготовки и обсуждения серьезных вопросов жизнедеятельности организации. Не случайно даже в столь чреватом на всевозможные осложнения проекте, как сооружение коммерческого жилья, в частности, при реализации Первого займа, здесь практически не было проколов. Однако, к нашему удивлению, на этот раз едва в телефонных разговорах речь заходила о правовых нестыковках и спорных деталях викторины, члены Совета немедленно ссылались на авторитетное мнение инициатора телеигры Павла Волкова, который был утвержден Советом в качестве председателя комиссии по проведению платной викторины. Именно П. Волков как знаток этого бизнеса, занимающий пост начальника управления контроля за рынком ценных бумаг, лотерей, игорного бизнеса Комитета государственного контроля Республики Беларусь, изложил на заседании Совета суть вопроса и заверил, что со стороны закона организация викторины не вызовет никаких претензий. Даже начальник юридического отдела Мингорисполкома Дмитрий Каменщиков, также член комиссии по проведению телевикторины, отказался от собственной оценки правовой стороны дела. "Без комментариев". -- ответил этот юрист. Встреча с самим П.Волковым состоялась на церемонии розыгрыша призов во Дворце молодежи. Сделав нам внушение по поводу первой публикации, гарант законности телевикторины отказался продолжить беседу, категорически заявив в присутствии многих свидетелей: "Я не отвечал на ваши вопросы и вообще с вами не встречался!"

У этой неприглядной истории немало уроков. Один из них и, скорее всего, главный -- нашему деловому, коммерческому полю, особенно связанному с социальными проектами, остро не хватает грамотного, точного законодательства. И пока оно будет расплывчатым и противоречивым, его будут ловко использовать для своих комбинаций те, кто не обременен моралью в бизнесе. Действительно, на глазах у всех телевизионные каналы полтора месяца раскручивали циничную наживу на бытовой неустроенности людей, а заодно и на детской наивности. Следует знать только одну деталь этой схемы, чтобы представить себе всю цепочку связей и интересов в этой доходной затее.

...В трубке слышен плач пенсионерки из г. Лиды Таисии Петровны М. Она онкобольная, ее муж перенес инсульт. Так сложилось, что они воспитывают внучку Юлю. Их обычный счет за телефон -- около 500 руб. Но в январе Таисия Петровна буквально рухнула на стул. 38 тысяч рублей!! Такая убийственная сумма значилась в счете.

Как все было? С начала декабря устами известных артистов телевизор безостановочно призывал: "Новый год -- в новой квартире!" Ответь "когда наступает Новый год" -- получишь приз. На каникулах зомбированная девочка стала, уединяясь с телефоном, звонить "добрым волшебникам". Она знала, что семья живет бедно, а тут так настойчиво обещали подарки. Каждый раз ей присваивали новый номер участника розыгрыша, и доверчивый ребенок думал, что ее шансы возрастают. Так были вовлечены в чужой бизнес (без ведома родителей!) сотни детей, многие из бедных семей, для которых выплата таких сумм означает недоедание.

Но более всего поражает другой факт. Организаторы игры отлично знали, когда в ответ на их призывы им звонили дети. Они слышали детские голоса, но хладнокровно выставляли разорительные счета!

Президент белорусско-израильского СП ЗАО "Телеколлинфо" Е.Габман, утвердивший правила розыгрыша, его работники и комиссия по розыгрышу все эти полтора месяца регулярно прослушивали записи звонков, поступавших на викторину, выбирали финалистов и составляли общие списки звонивших, так называемую базу данных. Каждый звонок записывался. Каждый звонок прослушивался. Они могли, но не захотели остановить бизнес на детских грезах. Многие ребята наказаны за разорительные звонки, а их телесоблазнители твердят, что нужно было получше следить за малолетками.

...А лидчанка Таисия Петровна М. вынуждена оплатить звонки. Без телефона инвалидам нельзя.

В этой истории нам показалось очень важным узнать мнение председателя контрольно-экспертного совета минских городских облигационных займов, председателя постоянной депутатской комиссии по строительству, жилищному хозяйству, землепользованию и экологии Мингорсовета Виктора ШАНЮКЕВИЧА: "Контрольно-экспертный совет ни в моем лице, ни коллегиально в составе 21 человека не был ознакомлен с идеей этой телевизионной акции, с ее концепцией и вообще необходимостью ее проведения, -- сказал Виктор Абрамович. -- Может быть, промолчали в расчете на то, что викторина пройдет тихо и гладко. Сейчас мы внимательно следим за откликами прессы и обиженных, чтобы в ближайшее время на заседании контрольно-экспертного совета рассмотреть вопрос об эффективности телевикторины с последующим, не исключено, рассмотрением его на сессии Мингорсовета".

...Репутация важного жилищного проекта, возможно, и не пострадает. Но вот имиджу городских властей точно нанесен ущерб. Потому что каждый теперь понимает, в какой игре кто участвовал, и резонно относит городские власти к соучастникам этого розыгрыша.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений