$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

И темное, и светлое

21.12.2007

На внеочередном собрании акционеры ОАО «Криница» дали принципиальное согласие на увеличение уставного фонда ОАО на сумму господдержки и компенсации части процентов по инвестиционным кредитам.

Впрочем, как рассказал Интерфаксу исполнительный директор ОАО «Приорбанк» Юрий Слепич, «речь идет только о принципиальном согласии акционеров на это, о конкретных цифрах речь не идет». Т.е. говорить о переходе компании в госсобственность можно только в перспективе (государству принадлежит 82,1% акций, остальные находятся во владении физических лиц). Документ необходим для того, чтобы дополнить пакет материалов по схеме финансирования следующего этапа реконструкции «Криницы», который рассматривается сейчас в правительстве, пояснил банкир.

Решение о допэмиссии говорит о том, что, несмотря на дефицит средств, государство все-таки решилось на «пивные» инвестиции. Напомним, что Александр Лукашенко выразил сомнение в необходимости привлечения иностранных инвестиций в этот проект. Называлась и конкретная сумма, достаточная для выхода на новый уровень всего сектора, — 125 млн. USD.

Ранее глава «Приорбанка» Сергей Костюченко признавался, что в одиночку справиться с модернизацией и нарастить необходимое количество оборотных средств, на что необходимо 50-60 млн. EUR, его структуре будет проблематично. В доверительном управлении Приорбанка сейчас находится госпакет акций ОАО «Криница» (в состав общества входят минский завод, а также два филиала: Несвижский завод по производству напитков и «Полоцкое пиво»). В соответствии с программой развития компания должна довести к 2010 г. свои производственные мощности до 30 млн. дал.

В ходе обсуждения перспектив развития пивоваренной отрасли предлагалось создать национальную пивную корпорацию в виде холдинга, с последующей допэмиссией и продажей акций государству. В новую структуру, по замыслу идеологов проекта, могут войти ОАО «Криница», ОАО «Брестское пиво» и производитель пивоваренного солода ОАО «Белсолод».

Зарубежные компании после августовского совещания переключили внимание на предприятия с частной формой собственности. Транснациональная корпорация Baltic Beverages Holding (BBH) рассматривает возможность укрепления своих позиций в Беларуси одним из следующих способов: строительство нового завода для «Оливарии», увеличение своей процентной доли в компании (на сегодняшний день холдингу принадлежит 30% акций) или приобретение активов СЗАО «ПК «Сябар». В числе наиболее реальных претендентов на бобруйское предприятие значится и нидерландская корпорация Heineken. Кроме того, ее официальные представители во главе с директором по развитию бизнеса в Восточной Европе Антониусом Хаккаартом успели посетить совместное белорусско-литовское ОАО «Речицапиво». Проявил интерес Heineken и к ОАО «Лидское пиво». Однако фаворитом в борьбе за последнее предприятие считается финская группа Olvi Oyj. Прощупывали отечественную почву и Sun Inbev, Efes, «Балтика» и SABMiller.

По оценке экспертов, национальный пивной рынок находится в стадии формирования, потребление ячменного напитка на душу населения значительно ниже среднеевропейского, но динамично растет. В этом году показатель составит порядка 45-46 л в год. Если отечественному бизнесу не удастся занять свободные ниши, их займут импортеры, отмечают специалисты.

На сегодняшний день так и происходит. К концу года рост поставок в Беларусь из-за рубежа ожидается в районе 9 млн. дал, что на 50% больше, чем 2006 г. Например, «Балтика» в январе-сентябре 2007 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличила продажи пива в Беларуси на 30% (3,9 млн. дал). Всего компания рассчитывает отвоевать в нашей стране 10-11% рынка.

Не в пользу наших пивоваров и внутренние проблемы. В частности, почти 100-процентный рост цен на основное сырье — солод. В последние годы стабильно увеличивается и стоимость хмеля. У значительной части производителей вызывает обеспокоенность качество сырья и ограничения на ввоз солода из-за рубежа. После вступления в силу нового «Закона о рекламе» значительно ограничились и возможности информирования покупателей.

При всем этом необходимо выполнять программу развития отрасли, согласно которой к 2010 г. мощности предприятий должны быть увеличены до 64,1 млн. дал.

Антон БОЙКО