Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

И СНОВА НА ПОРУКИ

Минский автомобильный завод будет вынужден сократить инвестиционную программу на 2005 год. Об этом заявил на пресс-конференции генеральный директор предприятия Валентин ГУРИНОВИЧ...
Минский автомобильный завод будет вынужден сократить инвестиционную программу на 2005 год. Об этом заявил на пресс-конференции генеральный директор предприятия Валентин ГУРИНОВИЧ. Одна из причин - ожидаемое сокращение оборотных средств завода в связи с изменением принципа взимания НДС в торговле с Россией, ростом стоимости энергоресурсов и присоединением к МАЗу убыточного ОАО "Могилевтрансмаш". Но не только это...

Крупнейший в странах Восточной Европы производитель большегрузных автомобилей, автобусной, троллейбусной и прицепной техники - Республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод" ежегодно выпускает 250 модификаций автомобилей, свыше 60 - универсальной прицепной техники, 50 - автобусов и троллейбусов. В нынешнем году предприятие намерено увеличить объем производства, поделился планами генеральный директор В. Гуринович. В январе-феврале с конвейера уже сошло на 2% (2984 единицы) больше автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, автобусов - на 17,3% (129), прицепов и полуприцепов - на 10,9% (836). Всего за этот период в сравнении с прошлым годом объем выпуска вырос в сопоставимых ценах на 11% - до 213,8 млрд. руб. На предприятии полным ходом продолжается модернизация производства, и государство для этого выделяет 45,2 млрд. руб.

Казалось бы, работай, наращивай объемы. Но такова уж планида белорусского директората: спокойной жизни им ждать не приходится. То налоговый подвох, то таможенный, то пресс госзаказа, то спасение утопающих сельхозпроизводителей или убыточных хозяйств. По подсчетам специалистов, "выпадение" оборотных средств предприятия вследствие изменения принципа взимания НДС в январе-апреле т.г. могло бы составить более 30 млрд. руб. Потери серьезные, и вызваны они нежеланием российских поставщиков сырья и комплектующих для МАЗа "очистить" цену поставок от НДС, а также временным лагом по возврату "ввозного" НДС при экспорте по нулевой ставке. Спасибо, договорились с Минфином и МНС, что в случае обострения проблемы деньги из бюджета будут возвращаться на предприятие как можно быстрее. Конечно, отметил гендиректор МАЗа, это отчасти позволит минимизировать издержки, "но все равно они будут увеличиваться до мая этого года, то есть до того срока, когда начнется возврат НДС, уплаченного при ввозе сырья из России".

Такой же острой проблемой остается рост стоимости энергоресурсов: для МАЗа издержки по этой причине в годовом исчислении вырастут на 17 млрд. руб.

Но самую большую тревогу вызывает тенденция присоединения к флагману отечественной промышленности терпящих бедствие предприятий. В начале марта т.г., как известно, в состав МАЗа в качестве филиала вошло ОАО "Могилевтрансмаш" с целью вывода его из кризиса, да так, чтобы оно в составе завода давало не убытки, а прибыль. Наша газета подробно писала об этом факте.

И вот новая инициатива: Минский горисполком выходит в правительство с просьбой включить в состав МАЗа еще и РУП "Минский завод колесных тягачей". Чем вызван этот шаг?

Минский завод колесных тягачей специализируется на мелкосерийном выпуске под заказ колесных тягачей и более 70 модификаций автомобильной техники, шасси грузоподъемностью от 12 до 150 т. До 1991 г. это предприятие входило в состав МАЗа, и тогда, как выразился В. Гуринович, "было разрезано как по-живому". Но сегодня структура товарооборота и производства не позволяет безболезненно "вписать" в нее МЗКТ. Это отрицательно скажется на состоянии предприятия, а значит, его экспортных поставках.

Государство же оправдывает этот шаг поддержкой предприятия из средств республиканского и столичного бюджетов в виде субсидий на сумму до 13 млрд. бел. руб.. Предоставляются преференции в виде налогового кредита для уплаты НДС, налога на прибыль, чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и экологического налога. Получается, что убыточное предприятие идет в чужую родню с хорошим приданым. Почему же ему не рады?

Потому что, во-первых, это приданое - капля в море. Им не решишь даже малую толику проблем. Во-вторых, не льготами они решаются, это только временная, на несколько лет, оттяжка ухудшения ситуации. Модернизация производства с переходом на новейшие технологии, привлечение хороших инвесторов, продуманный менеджмент при сохранении самостоятельности и независимости в принимаемых решениях - таков, считают на МАЗе, выход из положения. Он не из легких, но единственный. Берут на поруки от безнадежности, расписываясь этим в неумении и слабости. Легче всего снять тяжесть со своих плеч и переложить на чужие. Но каждый должен зарабатывать хлеб своим трудом. Этот пример еще раз показывает, что у нас в экономике нет анализа, нет расчета, умения заглянуть в завтра.