$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

И резервы, и механизмы экономии есть

27.02.2007

Еще в 2004 г. глава государства поручил обеспечить не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива (МВТ), альтернативных и возобновляемых источников энергии. Ежегодно республиканским органам государственного управления, иным подчиненным правительству государственным организациям, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по энергосбережению, увеличению использования местных видов топлива (МВТ) и вторичных энергоресурсов.

Принимаемые меры направлены на выполнение ежегодного задания по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта. В соответствии с Указом Президента от 12.12.2005 № 587 в 2006 г. энергоемкость ВВП требовалось снизить на 6-7%. Аналогичное задание на 2007 г. установлено Указом от 30.11.2006 № 704. Вместе с тем в целях компенсации недовыполнения задания в 2006 г. в правительстве подготовлен проект постановления, предусматривающего повышенное задание по снижению энергоемкости ВВП в нынешнем году.

В настоящее время работа по энергосбережению и повышению эффективности использования ТЭР приобретает особое значение. Причины понятны: существенное удорожание импортируемых энергоносителей, которые в энергобалансе страны пока что составляют более 80%. Между тем известно, что двукратное сокращение потребления ТЭР ведет к трехкратной экономии денежных средств.

О работе по энергосбережению в республике «Экономической газете» согласился рассказать и.о. первого заместителя директора Департамента по энергоэффективности Госстандарта А.МИНЕНКОВ.

— Андрей Владимирович, вначале давайте поясним, что характеризует показатель энергоемкости ВВП и как он рассчитывается?

— Энергоемкость ВВП, не вдаваясь в подробности, — это отношение валового потребления ТЭР к объему произведенного ВВП. Ясно, что чем ниже этот показатель, тем выше энергоэффективность экономики и меньше зависимость республики от колебаний цен на импортные энергоносители.

По данным Международного энергетического агентства, в 2004 г. показатель энергоемкости ВВП в нашей республике составил 0,43 т нефтяного эквивалента (н.э.) на 1 тыс. USD по паритету покупательной способности (в России — 0,49, Украине — 0,5). По предварительным данным, в 2005 г. он оценивался на уровне 0,41, в 2006 г. — 0,39. В разрабатываемых концептуальных и программных документах ставится задача достичь в 2010 г. значения 0,28 т н.э. на 1 тыс. USD.

— В каких отраслях, по-вашему, сосредоточен основной потенциал экономии?

— По различным оценкам, в организациях реального сектора экономики (промышленности, энергетики, сельского хозяйства), в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере при разумном подходе к использованию энергоресурсов можно сберечь до 50% от их общего потребления.

В республике достаточно конкретных примеров и проектов, когда за два года при соответствующем финансировании потребление энергоресурсов удалось сократить практически вдвое. Отдельные организации за счет реализованных в 2006 г. мероприятий по энергосбережению в январе 2007 г. при полной оплате по новым тарифам за потребленные ТЭР заплатили меньше, чем в январе 2006 г.

— Какие стимулы способствуют предприятиям и организациям экономить и эффективно использовать ресурсы?

— Основой механизма стимулирования энергосбережения в организациях, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, является экономия топлива, тепловой и электрической энергии и соответствующая экономия бюджетных средств, предназначенных для оплаты за ТЭР, полученная в результате реализации мероприятий по энергосбережению, включая перевод энергоустановок на местное топливо. Экономия определяется как разность между базовой потребностью и фактическим потреблением ТЭР, приведенным к сопоставимым условиям, при этом 30% сэкономленных средств подлежат возврату в соответствующие бюджеты, а 70% переводятся на специальные расчетные счета.

Организациям предоставлено право использовать средства спецсчетов на финансирование работ по внедрению энергосберегающего оборудования, приборов и материалов, финансирование ремонтно-наладочных работ, включая поверку в установленные сроки приборов учета ТЭР, выплату необходимых средств по зарубежным займам, выделенным для проведения энергосберегающих мероприятий, материальное поощрение руководителей и работников по результатам работ по энергосбережению.

В целях создания в республике экономических условий для эффективного использования ТЭР, увеличения использования МВТ, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, вторичных энергоресурсов, внедрения новых энергоэффективных технологий и оборудования разрабатываются экономические механизмы стимулирования энергосбережения в реальном секторе экономики, в т.ч. для наиболее энергоемких отраслей.

Кроме того, предлагается создание на предприятиях фондов «Энерго — и ресурсосбережение», образуемых за счет стоимости сэкономленных топливно-энергетических, материальных и сырьевых ресурсов относительно фактического уровня их расходования (при соблюдении установленных норм или лимитов) на единицу продукции (работ, услуг) за год, предшествовавший внедрению указанных мероприятий, а также возможность льготного кредитования энергосберегающих мероприятий, государственной поддержки за счет бюджетных средств, налоговых льгот и других преференций.

— Предвидятся ли корректировки отечественного законодательства по энергосбережению в свете того значения, какое оно приобретает в настоящее время?

— Разрабатывается проект директивы № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства», предусматривающей усиление работы по экономии и повышению эффективности использования топливно-энергетических и материальных ресурсов, мер ответственности за их неэкономное и нерациональное использование, разработку экономических механизмов стимулирования ресурсо — и энергосбережения в организациях. Корректируется Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных ТЭР в 2006-2010 гг., другие нормативные документы.

В целях минимизации потерь от роста цен на импортные энергоресурсы в правительстве разработаны первоочередные меры по усилению работы по экономному и эффективному использованию ТЭР в 2007 г.

— В нынешнем году вступают в силу новые требования к процедурам проведения энергоаудитов — наиболее эффективного метода выявления резервов экономии. Расскажите об этом более подробно.

— Новый порядок проведения энергетических обследований предприятий и организаций регламентирован одноименным постановлением правительства от 29.07.2006 № 964. Его важнейшей особенностью является обязательная сертификация оказывающих подобные услуги организаций (и их сотрудников), что, несомненно, повысит требования к профессионализму исполнителей, качеству проводимых энергоаудитов, ответственность за конечный результат работы.

Положение о порядке энергетического обследования сохранило обязательность его проведения для организаций с годовым потреблением ТЭР более 1,5 тыс. т у.т. не реже одного раза в 5 лет.

Из других нововведений следует отметить следующие.

В организациях с годовым потреблением ТЭР более 15 тыс. т у.т. (таких в республике порядка 1000) один раз в 3 года может проводиться экспресс-энергоаудит, т. е. энергетическое обследование по отдельным направлениям потребления ТЭР. По их результатам организация-аудитор кроме итогового документа (отчета) составляет аналитическую записку, включающую оценку эффективности использования ТЭР (в т.ч. вторичных энергоресурсов), перечень энергосберегающих мероприятий на предстоящее 5-летие с технико-экономическим обоснованием, планируемыми источниками и объемами финансирования, сроками выполнения мероприятий, а также выводы и рекомендации по дальнейшему повышению эффективности использования ТЭР на предприятии.

Аналитическая записка в зависимости от годового объема потребления ТЭР обследуемой организации подлежит обязательному согласованию:

— с НАН Беларуси и Департаментом по энергоэффективности Госстандарта при годовом потреблении организацией свыше 50 тыс. т у.т.;

— с Департаментом по энергоэффективности Госстандарта при годовом потреблении организацией от 25 до 50 тыс. т у.т.;

— с областными и Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР Департамента по энергоэффективности Госстандарта при годовом потреблении организацией от 5 до 25 тыс. т у.т.

Согласно новому порядку срок проведения энергетического обследования ограничен одним месяцем со дня заключения соответствующего договора, а срок согласования аналитической записки — 20 днями с даты представления.

— Если исходить из практики энергоаудитов, где, на каких участках больше всего теряется энергии?

— Значительные резервы экономии ТЭР и повышения эффективности их использования имеются на каждой стадии преобразования и использования таких ресурсов, на всех этапах транспортировки от производителя до конечного потребителя.

Например, в 2006 г. белорусской энергосистеме средний удельный расход топлива на отпуск 1 кВт*ч электроэнергии составил (в условном измерении) 274,6 г на отпуск, тогда как современное когенерационное оборудование позволяет вырабатывать ее с удельным расходом 160-190 г у.т./кВт*ч. Снижение этого показателя за счет внедрения современных энергоэффективных технологий до уровня 230-240 г/кВт*ч позволит сократить потребление топлива в белорусской энергосистеме более чем на 1 млн. т у.т. в год.

В то же время существует множество эффективных технических решений по экономии ТЭР потребителями. Например, внедрение системы частотного регулирования электроприводов механизмов с переменной нагрузкой позволяет сократить потребление электроэнергии в среднем на 30%.

— Насколько в 2007 г. по сравнению с 2006 г. возрастут инвестиционные вложения в энергосбережение?

— Объемы и источники финансирования энергоэффективных мероприятий определены Республиканской программой энергосбережения на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением правительства от 2.02.2006 № 137.

В 2006 г. оно осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих мероприятий республиканского значения, региональных и отраслевых программ энергосбережения. Из собственных средств предприятий, республиканского и местных бюджетов, отраслевых инновационных фондов, инновационного фонда Минэнерго, кредитных средств банков и международных финансовых организаций на цели энергосбережения было направлено более 1 млрд. руб.

В 2007 г. согласно Программе объем финансирования энергосбережения должен заметно превысить инвестиции 2006 г. Так что и возможности, и стимулы экономии энергоресурсов есть, надо лишь понять, что это — самый эффективный способ удешевления и повышения конкурентоспособности отечественного продукта, улучшения условий жизни и повышения благосостояния граждан.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях