$

2.0882 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

И прибыль, и убытки

15.05.2007

Коллегия Министерства транспорта и коммуникаций, рассмотревшая итоги финансово-хозяйственной деятельности отрасли за первый квартал 2007 г., дала повод задуматься о проблемах, которые могут стать тормозом в ее развитии.

Судя по озвученным на коллегии цифрам, белорусские перевозчики год начали уверенно, а отрасль в целом развивается динамично. Об этом говорит тот факт, что рентабельность увеличилась на 2,6 п.п. (составила 12,4%), прибыль — на 90%. Внушает оптимизм тенденция роста объемов перевозок грузов и пассажиров: только за два месяца текущего года экспорт услуг в целом по отрасли вырос на 22,7% к соответствующему периоду прошлого года и составил 185,2 млн.USD (122,7%). При этом импорт услуг сложился в сумме 52,7 млн.USD, что в 3,5 раза ниже экспорта. В результате получено положительное сальдо внешней торговли транспортными услугами в сумме 132,5 млн.USD,что на 21,9% выше уровня прошлого года.

Картину общего благополучия отрасли, отмечалось на коллегии, омрачают некоторые факты хозяйственной деятельности двух присоединенных к Минтрансу больших ведомств — Белорусской железной дороги и Департамента по авиации. Детальный разбор проблем каждого из них, отметил министр Владимир Сосновский, еще впереди. Но на отдельных моментах он остановился. Так, у железнодорожников отмечено падение на 39,9% инвестиций в основной капитал, на 2,9% — пассажирооборота, 1,5% уровня средней заработной платы. Кроме того, экономисты Минтранса еще в начале года обращали внимание на то, что коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Белорусской железной дороги (на 1.01.2007 г). составлял 0,05% — а это в три раза ниже предельной нормы.

У авиаторов ситуация несколько полегче. По словам директора Департамента по авиации Вадима Мельника, объем грузовых перевозок увеличился почти на 42%, пассажирских — на 11,7%. Беспокоит другое: в последние месяцы отмечено скопление запасов готовой продукции — 97,4% к среднемесячному объему производства. Одна из причин — несогласованность позиций российской и белорусской сторон в договоренностях о ремонте агрегатов трансмиссий (как следствие — скопление крупных заказов на УП «Оршанский авиаремонтный завод»). Проблемной по-прежнему остается и хозяйственная деятельность РУП «Аэропорт Минск-1» (убыточность — минус 8,5%).

Говоря о проблемах отрасли, большие надежды, отмечали специалисты Департамента по авиации, связывают с ее техническим перевооружением. В.Мельник ознакомил участников коллегии с генеральным планом обновления авиапарка республики, согласно которому к 2015 году все авиарейсы будут выполняться у нас на лайнерах нового класса. А это открывает совсем другие возможности как для наращивания перевозок, так и для качества оказываемых услуг.

Светлана ПОЛЯКОВА