$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

И пахать легче

03.02.2009

   Почти пять лет назад вышли указы Президента № 138 и № 280, касающиеся реорганизации убыточных сельских хозяйств. Руководители организаций и предприниматели, поневоле ставшие инвесторами села, встретили тогда эту идею без восторга. Вместе с тем, как показала жизнь, новые собственники смогли-таки добиться положительных результатов.

   Напомним, к началу 2004 г. в республике насчитывалось 1203 убыточные сельхозорганизации. Их имущественный комплекс оценивался в 7,9 трлн. Br, в т.ч. около 5 трлн. Br — с критическим уровнем хозяйствования, что в ценах 2004 г. было эквивалентно 2,5 млрд. USD и составляло 40% сельскохозяйственных активов республики. С принятием соответствующих указов с 2004 по 2006 гг. произошла коренная трансформация 505 хозяйств. Их ресурсы были либо проданы юридическим лицам в качестве имущественных комплексов (16%) либо присоединены к другим организациям (84%, или 420 объектов).

   Сейчас, спустя 5 лет, Минсельхозпрод заявляет, что доля убыточных сельхозорганизаций составляет менее 1%. О положительных сдвигах свидетельствуют и результаты мониторинга, проведенного в Минской области Институтом системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси. Выбор Минщины не случаен: именно здесь находится более половины всех реорганизованных хозяйств республики.

   По информации заведующего сектором приватизации Института Николая Бычкова, материальное положение хозяйств заметно улучшилось: если в 2003 г. выручка от реализации продукции (работ, услуг) убыточных организаций области, взятых на поруки столичными инвесторами, составляла 35,7 млрд. Br, то в 2007 г. уже 136,5 млрд. Br, а в 2008-м — 187 млрд. Br. В 2003 г. убытки достигали 16 млрд. Br, в 2007 г. — прибыль 1,5 млрд. Br, в 2008 г. — 16 млрд. Br. Вдвое возросло производство зерна, более чем в два раза — молока (удой на одну корову увеличился с 1864 кг до 4430 кг), среднесуточные привесы крупного рогатого скота выросли в 1,5 раза, свиней — в 1,6.

   Разумеется, эти результаты потребовали вливания средств. За два года к работе по оздоровлению села на Минщине было привлечено 57 организаций столицы, которые вложили в хозяйства 540 млрд. Br собственных средств. Больше других поддержали аграрный сектор СП ЗАО «Славнефть-Старт», ООО «Торговый дом «Ждановичи», ОАО «Дзержинская птицефабрика», Минский тракторный завод.

   Всего Миноблисполком определил перечень из 125 объектов с критическим уровнем развития, 63 из которых были переданы в управление промышленным или иным коммерческим организациям столицы и 62 — аналогичным структурам области. Более 40 юрлиц приняли решение о выкупе имущественных комплексов убыточных сельхозорганизаций. Стоимость их чистых активов (включая объекты социальной инфраструктуры) составляла порядка 150 млрд. Br, а цена продажи с рассрочкой платежей колебалась от одной базовой величины (к примеру, за такую сумму был продан СПК «Пикалин» Смолевичского района известному УП «Штоц-агросервис») до 1 млрд. Br и более.

   Круг инвесторов, приобретших имущество нерентабельных хозяйств, довольно широк. Это сельхозорганизации разных форм собственности (52%), промышленные предприятия тринадцати министерств и ведомств республики (14%), частные структуры (14%), в т.ч. банки, строительные и торгово-закупочные организации.

   Практически все инвесторы начали «возрождение села» с кадровой работы: сюда пришли более опытные и квалифицированные специалисты, которым и платить стали больше. В хозяйствах отремонтированы действующие и построены новые фермы, на 50,4% обновлен машинно-тракторный парк, поставлена новая техника, реконструированы 25 зернотоков. Средства вкладывались и в социальные объекты, жилье — 259 семей отпраздновали новоселье.

   Вместе с тем авторы проведенного исследования полагают, что в АПК республики есть нереализованные возможности и достичь экономического роста нельзя только ежегодным увеличением госдотаций либо силовым присоединением слабых хозяйств к сильным. Речь должна идти о более глубоких реформах и трансформации организаций аграрного сектора. К тому же текущий год, отмеченный мировым кризисом, потребует новых путей устойчивого развития.

Светлана ПОЛЯКОВА