$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ХВАТИТ ЛЬГОТ

03.06.2011

Одной из мер по стабилизации кредитно-денежной системы Беларуси стало прекращение льготного кредитования на потребительские цели. Постановлением Совмина от 30.05.2011 № 678 прекращено действие постановления Совмина от 1.08.2009 № 1010 «Об утверждении перечня товаров, для приобретения которых гражданам предоставляются льготные кредиты» — до особого решения правительства.

Принятие этого документа вполне логично: раздача льготных кредитов всем желающим было, с одной стороны, стимулом для сбыта белорусской продукции, но с другой — «пропуском» на относительно высокий уровень потребления даже для тех граждан, которые на это не зарабатывали. Напомним, что льготные кредиты в соответствии с Указом Президента от 6.07.2009 № 371 «О льготном потребительском кредитовании» выдавались на срок до трех лет по ставке всего 10% годовых в пределах 300 базовых величин (10,5 млн. Br). Их в последние годы могли получать в четырех уполномоченных банках все платежеспособные граждане, хотя первоначально данный механизм вводился исключительно для поддержки малообеспеченных белорусов.

Платить за это приходилось остальным налогоплательщикам. Напомним, компенсация банкам потерь по льготным кредитам в соответствии с Указом № 371 осуществлялась за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на прочие вопросы в области промышленности, строительства и архитектуры, в размере разницы между 1,5-кратной ставкой рефинансирования Нацбанка на дату расчета компенсации и процентной ставкой по льготным кредитам.

Как ни странно, активная продажа товаров в кредит продолжалась даже тогда, когда ажиотажный спрос на товары длительного пользования сделал эту акцию бессмысленной. На это вынужден был обратить внимание и премьер-министр Михаил Мясникович, который, анализируя ситуацию на валютном и товарных рынках, заявил: «Не секрет, что такое безудержное потребительское кредитование на фоне роста зарплаты и невысокой производительности труда привело к тому, что на руках у населения и во вкладах скопилось много денег, которые ищут свое приложение. И вот оно в какой-то степени проявляется в покупках впрок».

Перечень товаров, на которые можно было получить льготные кредиты, включал 55 позиций. Он неоднократно расширялся, в т.ч. в текущем году, когда возникновение проблем на рынке уже стало очевидным. В частности, в него с 16 февраля 2011 г. постановлением Совмина от 3.02.2011 № 135 дополнительно были включены лесоматериалы круглые, паркет и теплоизоляционные материалы (которые чуть позже тоже расхватали инфляционно озабоченные граждане). Кроме того, товары, входящие в перечень, разрешили приобретать с использованием льготных кредитов не в торговых организациях, а в торговых объектах, что позволило существенно расширить круг участников рассматриваемой схемы реализации за счет индивидуальных предпринимателей.

Все это способствовало разогреву покупательского спроса и, по мнению многих специалистов, наряду с чрезмерным ростом зарплат стало одним из факторов, «надломивших» экономику страны. Но чтобы исправить ситуацию, придется пересмотреть еще немало прежних слишком щедрых решений.

Александр ГАНАГО