Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Факты, комментарии
17.07.2009 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Хрупкое счастье

Две судьбы белорусского фарфора

Минский фарфоровый завод, претерпевший за последние полтора десятка лет несколько реорганизаций, закрывается. Его добрушский конкурент смог устоять даже в условиях мирового кризиса и теперь становится монополистом на внутреннем рынке.

Как сообщили «ЭГ» на Минском фарфоровом заводе, решение о его ликвидации было принято органами госуправления около месяца назад. Трудовому коллективу, насчитывающему без малого 280 человек, пояснили, что основанием для столь радикального решения стала убыточная работа предприятия. «Оно работало с рентабельностью минус 20%, планы не выполнялись», — признал заместитель директора по коммерческим и финансовым вопросам Юрий Зельман.

Завод во времена СССР считался вполне успешным предприятием, которое выпускало широкий ассортимент фарфоровой посуды, декоративных и технических изделий из фарфора. Однако в постсоветский период его дела пошатнулись. Почему так произошло? Одни полагают, что не везло на руководителей, якобы не умевших видеть перспективу. В частности, в вину им ставились просчеты с техперевооружением, которое своевременно не было проведено, что привело к трудностям со сбытом продукции.

Другие неконкурентоспособность завода считают следствием «непродуманного реформирования» — акционирования начала 90-х, когда собственность перешла в руки трудового коллектива.

Четыре года назад начался обратный процесс. В соответствии с Указом Президента от 19.09.2005 № 442 долги перед республиканским и столичным бюджетом на сумму 1309,4 млн. Br, накопившиеся на 1.03.2005 г., было решено реструктурировать путем увеличения уставного фонда ОАО на эту сумму с передачей 2 267 888 акций в собственность Республики Беларусь и 350 995 — в коммунальную собственность г. Минска. Таким образом собственность целиком перешла от частных акционеров государству. Порядка 80% акций находилось в распоряжении Минстройархитектуры, остальные 20% — Мингорисполкома.

Кроме того, Указом предусматривалась выдача заводу 1390 млн. Br субсидии за счет средств республиканского бюджета на техперевооружение для организации производства огнеупоров.

Но судьбу предприятия это не изменило. Не помогли и планы реконструкции производства фарфоровой посуды, приобретение оборудования для литья под давлением, включенные в число важнейших инвестиционных проектов Минстройархитектуры на 2007 г. Впрочем, реализовать этот проект стоимостью в 1,54 млрд. Br исключительно за счет внутренних ресурсов ОАО уже было не под силу.

Возможны ли были иные варианты? По мнению Ю.Зельмана, у производства фарфоровых изделий есть перспективы. Изготовление ваз, подарочных наборов имеет рентабельность плюс 22-23%. По его словам, иностранные туристы охотно покупают и увозят на родину фарфоровые декоративные тарелки минского завода с видами Троицкого предместья, других уголков столицы. Понятно, что с закрытием предприятия мастера по художественному оформлению фарфоровых изделий вынуждены будут распрощаться со старинным ремеслом.

Государство намерено сохранить лишь производство фарфоровой продукции технического и электротехнического назначения, которое, по словам Ю.Зельмана, тоже рентабельно. Но изготовлять эту продукцию предполагается в Клецке, куда из Минска будет вывезено оборудование ликвидируемого завода.

Таким образом, вскоре ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» может оказаться единственным в стране производителем фарфоровой посуды, свыше 300 наименований которой он выпускает на рынок. В последние годы ЗАО уверенно вытеснял с этого сегмента внутреннего рынка конкурентов, в т.ч. минчан. Сегодня, по данным торговли, доля белорусского ЗАО составляет порядка 70-80%.

«Наше предприятие не просто рентабельное, но и достаточно успешное, — рассказала «ЭГ» начальник отдела сбыта и маркетинга Оксана Галаганова. — В 2008 г. рост экспорта составил 180% по отношению к предыдущему году. И теперь мы продолжаем его наращивать».

Среднемесячный объем выпускаемой продукции приближается к 3 млрд. Br. Из них около 40% экспортируется, главным образом в Россию. «На фоне российских товаров мы выглядим более чем достойно, выигрываем по соотношению цены и качества, — отметила О.Галаганова. — Покупатель же голосует рублем. Благодаря экспорту мы не только полностью покрываем нашу потребность в валюте, но и достаточно много ее приносим в казну».

С целью повышения конкурентоспособности на заводе проведен первый этап техперевооружения. В частности, в 2007 г. была установлена и введена в эксплуатацию новая печь для второго обжига чешской фирмы «Grun» стоимостью более 2 млн. EUR. Она заменила собой три действующие печи и позволила в 2,5 раза снизить потребление природного газа, увеличить объем производства и повысить качество выпускаемой посуды.

Сейчас руководство завода ставит задачу «заменить печь первого обжига». Установить вместо нее современное и скоростное оборудование, чтобы продолжить рост количественных и качественных параметров фарфорового производства. «У каждого производителя свои секреты изготовления фарфоровой продукции, — поясняет О.Галаганова. — Белизна, толщина, форма. Последняя должна быть оригинальной и удобной».

Кроме того, предприятие стремится задействовать и другие резервы в конкурентной борьбе за потребителя. Здесь внедрили системы штрихкодирования, бронирования товаров, много внимания уделяют совершенствованию их упаковки, оказанию различных услуг, в т.ч. транспортных, таможенных, юридических. «Это и дает свои плоды, потому что в жесткой конкурентной борьбе на рынке важны все мелочи», — подчеркивает начальник отдела сбыта и маркетинга добрушского ЗАО.

Добрушский завод, как и минский, в середине 90-х гг. прошлого столетия был акционирован трудовым коллективом. Но судьба у него, как видим, сложилась совершенно по-иному. Стало быть, причина упадка минского предприятия кроется не в приватизации и не в неэффективности частной формы собственности. Удается же добрушскому заводу выживать и расти без помощи государства, не прося ни льгот, ни субсидий.

Михал СТЕЛЬМАК

СПРАВКА «ЭГ»

История производства белорусского фарфора началась в 1779 г., когда в Телеханах появилась первая фаянсовая мануфактура, работавшая на местном сырье 50 лет. Здесь выпускали фаянсовые изделия, богато декорированные рельефными узорами, которые покрывали белой глазурью, по верху делали многоцветные росписи.

В 1883 г. в Минске на улице Николаевской (ныне Кропоткина, 91) открывается изразцово-гончарное производство. В 1946 г. завод выпускал изразцы и кафель. В 1948 г. было организовано производство силикат-глыб — заготовок для стеклоделов. 15.03.1951 г. Минский изразцовый завод переименован в фарфорово-фаянсовый. Эту дату принято считать днем рождения белорусского фарфора. В 1962 г. вступил в строй действующий цех хозяйственной посуды. В 1963 г. на заводе был создан экспериментально-художественный отдел.

В 1993 г. Минский фарфоровый завод преобразован в открытое акционерное общество.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by