$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Хрупкое счастье

17.07.2009

Минский фарфоровый завод, претерпевший за последние полтора десятка лет несколько реорганизаций, закрывается. Его добрушский конкурент смог устоять даже в условиях мирового кризиса и теперь становится монополистом на внутреннем рынке.

Как сообщили «ЭГ» на Минском фарфоровом заводе, решение о его ликвидации было принято органами госуправления около месяца назад. Трудовому коллективу, насчитывающему без малого 280 человек, пояснили, что основанием для столь радикального решения стала убыточная работа предприятия. «Оно работало с рентабельностью минус 20%, планы не выполнялись», — признал заместитель директора по коммерческим и финансовым вопросам Юрий Зельман.

Завод во времена СССР считался вполне успешным предприятием, которое выпускало широкий ассортимент фарфоровой посуды, декоративных и технических изделий из фарфора. Однако в постсоветский период его дела пошатнулись. Почему так произошло? Одни полагают, что не везло на руководителей, якобы не умевших видеть перспективу. В частности, в вину им ставились просчеты с техперевооружением, которое своевременно не было проведено, что привело к трудностям со сбытом продукции.

Другие неконкурентоспособность завода считают следствием «непродуманного реформирования» — акционирования начала 90-х, когда собственность перешла в руки трудового коллектива.

Четыре года назад начался обратный процесс. В соответствии с Указом Президента от 19.09.2005 № 442 долги перед республиканским и столичным бюджетом на сумму 1309,4 млн. Br, накопившиеся на 1.03.2005 г., было решено реструктурировать путем увеличения уставного фонда ОАО на эту сумму с передачей 2 267 888 акций в собственность Республики Беларусь и 350 995 — в коммунальную собственность г. Минска. Таким образом собственность целиком перешла от частных акционеров государству. Порядка 80% акций находилось в распоряжении Минстройархитектуры, остальные 20% — Мингорисполкома.

Кроме того, Указом предусматривалась выдача заводу 1390 млн. Br субсидии за счет средств республиканского бюджета на техперевооружение для организации производства огнеупоров.

Но судьбу предприятия это не изменило. Не помогли и планы реконструкции производства фарфоровой посуды, приобретение оборудования для литья под давлением, включенные в число важнейших инвестиционных проектов Минстройархитектуры на 2007 г. Впрочем, реализовать этот проект стоимостью в 1,54 млрд. Br исключительно за счет внутренних ресурсов ОАО уже было не под силу.

Возможны ли были иные варианты? По мнению Ю.Зельмана, у производства фарфоровых изделий есть перспективы. Изготовление ваз, подарочных наборов имеет рентабельность плюс 22-23%. По его словам, иностранные туристы охотно покупают и увозят на родину фарфоровые декоративные тарелки минского завода с видами Троицкого предместья, других уголков столицы. Понятно, что с закрытием предприятия мастера по художественному оформлению фарфоровых изделий вынуждены будут распрощаться со старинным ремеслом.

Государство намерено сохранить лишь производство фарфоровой продукции технического и электротехнического назначения, которое, по словам Ю.Зельмана, тоже рентабельно. Но изготовлять эту продукцию предполагается в Клецке, куда из Минска будет вывезено оборудование ликвидируемого завода.

Таким образом, вскоре ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» может оказаться единственным в стране производителем фарфоровой посуды, свыше 300 наименований которой он выпускает на рынок. В последние годы ЗАО уверенно вытеснял с этого сегмента внутреннего рынка конкурентов, в т.ч. минчан. Сегодня, по данным торговли, доля белорусского ЗАО составляет порядка 70-80%.

«Наше предприятие не просто рентабельное, но и достаточно успешное, — рассказала «ЭГ» начальник отдела сбыта и маркетинга Оксана Галаганова. — В 2008 г. рост экспорта составил 180% по отношению к предыдущему году. И теперь мы продолжаем его наращивать».

Среднемесячный объем выпускаемой продукции приближается к 3 млрд. Br. Из них около 40% экспортируется, главным образом в Россию. «На фоне российских товаров мы выглядим более чем достойно, выигрываем по соотношению цены и качества, — отметила О.Галаганова. — Покупатель же голосует рублем. Благодаря экспорту мы не только полностью покрываем нашу потребность в валюте, но и достаточно много ее приносим в казну».

С целью повышения конкурентоспособности на заводе проведен первый этап техперевооружения. В частности, в 2007 г. была установлена и введена в эксплуатацию новая печь для второго обжига чешской фирмы «Grun» стоимостью более 2 млн. EUR. Она заменила собой три действующие печи и позволила в 2,5 раза снизить потребление природного газа, увеличить объем производства и повысить качество выпускаемой посуды.

Сейчас руководство завода ставит задачу «заменить печь первого обжига». Установить вместо нее современное и скоростное оборудование, чтобы продолжить рост количественных и качественных параметров фарфорового производства. «У каждого производителя свои секреты изготовления фарфоровой продукции, — поясняет О.Галаганова. — Белизна, толщина, форма. Последняя должна быть оригинальной и удобной».

Кроме того, предприятие стремится задействовать и другие резервы в конкурентной борьбе за потребителя. Здесь внедрили системы штрихкодирования, бронирования товаров, много внимания уделяют совершенствованию их упаковки, оказанию различных услуг, в т.ч. транспортных, таможенных, юридических. «Это и дает свои плоды, потому что в жесткой конкурентной борьбе на рынке важны все мелочи», — подчеркивает начальник отдела сбыта и маркетинга добрушского ЗАО.

Добрушский завод, как и минский, в середине 90-х гг. прошлого столетия был акционирован трудовым коллективом. Но судьба у него, как видим, сложилась совершенно по-иному. Стало быть, причина упадка минского предприятия кроется не в приватизации и не в неэффективности частной формы собственности. Удается же добрушскому заводу выживать и расти без помощи государства, не прося ни льгот, ни субсидий.

Михал СТЕЛЬМАК

СПРАВКА «ЭГ»

История производства белорусского фарфора началась в 1779 г., когда в Телеханах появилась первая фаянсовая мануфактура, работавшая на местном сырье 50 лет. Здесь выпускали фаянсовые изделия, богато декорированные рельефными узорами, которые покрывали белой глазурью, по верху делали многоцветные росписи.

В 1883 г. в Минске на улице Николаевской (ныне Кропоткина, 91) открывается изразцово-гончарное производство. В 1946 г. завод выпускал изразцы и кафель. В 1948 г. было организовано производство силикат-глыб — заготовок для стеклоделов. 15.03.1951 г. Минский изразцовый завод переименован в фарфорово-фаянсовый. Эту дату принято считать днем рождения белорусского фарфора. В 1962 г. вступил в строй действующий цех хозяйственной посуды. В 1963 г. на заводе был создан экспериментально-художественный отдел.

В 1993 г. Минский фарфоровый завод преобразован в открытое акционерное общество.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях