Глобализация
03.09.2004 15 мин на чтение
мин
Хроники антибелорусского антидемпинга
ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР
ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР
Конкурентная борьба на внешних рынках при всей своей остроте подчиняется определенным правилам, нарушение которых грозит серьезными карательными мерами, в числе которых - антидемпинговые.
Демпинг (Dumping) представляет собой одну из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров. Этим английским термином обозначается поставка крупных партий товара по бросовым ценам с целью захватить рынок соответствующего товара, устранив с него конкурентов.
Практика расследования в иностранных государствах обвинений белорусских экспортеров в демпинге показывает, что в ряде случаев они явились результатом незнания экспортером условий местного рынка, уровня конкуренции, мировых цен да и просто незнания антидемпингового законодательства страны импорта.
Это касается, в частности, применения антидемпинговых мер в отношении продукции, производимой в Беларуси, со стороны стран ЕС - хлоркалия, химических волокон и жгута, карбамида, карбамидно-аммиачной смеси. Анализ введенных мер не позволяет говорить о дискриминационном подходе к РБ.
Начали с хлоркалия...
Расследование было начато Европейской Комиссией (ЕК) 31.10.1990г. на основании жалобы, поданной Ассоциацией производителей хлоркалия ЕС, в отношении хлоркалия, происходящего из Беларуси, России и Украины. В качестве аналоговой страны для определения нормальной стоимости товара ЕК выбрала Канаду.
Временные антидемпинговые меры были приняты в апреле 1992 года в виде разницы между минимальной (в размере от 62 до 103 экю за тонну в зависимости от содержания активного вещества (калия)) и фактической ценой. А в октябре 1992г. последовали постоянные антидемпинговые меры.
В феврале 1993г. один из европейских импортеров хлоркалия компания "Фершимекс" подал судебную апелляцию на действия ЕК и на введенные антидемпинговые меры, однако данный иск не был удовлетворен. Более того, в июне по инициативе европейских производителей хлоркалия ЕК начала промежуточный пересмотр введенных мер, и в марте 1994г. ЕС значительно ужесточил их. В результате Совет ЕС своим постановлением в дополнение к разнице между минимальной установленной и фактической ценой ввел и антидемпинговую пошлину в размере от 24,19 до 44,13 экю за тонну.
Через год, в августе 1995г., ЕК начала промежуточный пересмотр мер по заявлению Международной калийной компании, объединяющей производителей хлоркалия Беларуси и России. В феврале 1998г. пересмотр был завершен, однако меры были лишь незначительно изменены. Далее, в июле 1998г. МКК подала иск в Суд первой инстанции, однако в 2000г. суд оставил иск без удовлетворения.
В сентябре 1998г. в связи с истечением пятилетнего срока действия мер и на основании заявлений МКК и европейских производителей хлоркалия был начат очередной пересмотр мер. В мае 2000г. в качестве антидемпинговых мер ЕС установила только антидемпинговую пошлину в размере от 19,51 до 48,65 евро за тонну (в зависимости от содержания калия).
Нужно сказать, что белорусские калийщики не одиноки. Интересы ПО "Беларуськалий" защищает Международная калийная компания совместно с юридической компанией "Ван Баел и Беллис". Все экспортные поставки объединения также осуществляются через единую сбытовую сеть МКК. С учетом того, что меры действуют в отношении и белорусского, и российского товаров, МИД РБ и представительство РБ при ЕС действуют совместно с МИД и Минэкономразвития России, а также представительством России при ЕС.
В целях минимизации последствий введенных мер были направлены письма премьер-министров Беларуси и России в адрес президента Европейской Комиссии, подготовлены соответствующие комментарии и проведено несколько раундов переговоров с ЕК, а также организовано два пересмотра действующих мер. Белорусской стороной совместно с МКК ведутся работы по началу пересмотра в связи с расширением ЕС.
"Под раздачу" попали химические волокна
В августе 1994г. Европейская Комиссия объявила о начале антидемпингового расследования в отношении импортируемых на территорию ЕС химических волокон (далее - ПЭШВ), происходящих из Республики Беларусь. Жалоба была подана Международным комитетом пряжи и синтетических волокон, представлявшим большинство производителей данного товара в ЕС. При этом жалобщик указывал, что импорт ПЭШВ из Беларуси осуществляется по демпинговым ценам, что наносит значительный ущерб промышленности ЕС. Производителем данного товара является Могилевское ПО "Химволокно". В марте 1996 года ЕК приняла постановление о введении временной антидемпинговой пошлины на ПЭШВ, происходящие из Республики Беларусь. В соответствии с данным постановлением размер пошлины устанавливался на уровне демпинговой разницы, которая составила 43,5%. В июле 1996 года Совет ЕС ввел окончательные антидемпинговые пошлины в размере 43,5% на белорусские ПЭШВ, отметив крайне низкий уровень сотрудничества белорусского производителя в ходе проведенного расследования.
...и жгут
В апреле 1997г. ЕК в соответствии с жалобой европейских производителей ПЭШВ начала расследование факта обхода антидемпинговых мер на ПЭШВ путем поставок на рынок ЕС жгута (далее - ПЭЖ), одновременно начав регистрацию импорта, происходящего из Беларуси. ЕК установила факт обхода введенных антидемпинговых мер, а Совет ЕС распространил антидемпинговые меры, введенные ранее на ПЭШВ, и на ПЭЖ, импортируемый из РБ.
Окончательное решение по данному вопросу было принято в октябре 1999г. При этом ЕК установила, что демпинговая разница составила 13,7%.
В октябре 1999г. ПО "Химволокно" обратилось в ЕК с просьбой о начале промежуточного пересмотра антидемпинговых мер на ПЭШВ и ПЭЖ, происходящих из РБ, введенных в июле 1996г. Однако процедура пересмотра была начата только в декабре 2000г. и ограничилась лишь переоценкой демпинговой разницы, поскольку белорусская сторона практически не экспортировала ПЭШВ и ПЭЖ в страны ЕС в 1999-2000гг., что крайне затрудняло возможность оценки со стороны ЕК размеров демпинга и ущерба для промышленности ЕС. В качестве аналоговой страны ЕК предложила выбрать Тайвань.
Черная полоса белорусских калийщиков
Европейская Комиссия в марте 1999г. начала антидемпинговое расследование в отношении импорта Сообществом карбамидно-аммиачной смеси (КАС) из Алжира, Беларуси, Литвы, России, Украины и Словакии на основании жалобы Европейской ассоциации производителей удобрений (ЕАПУ).
В результате проведенного предварительного расследования ЕК установила наличие демпингового экспорта КАС из упомянутых стран (за исключением Словакии) в ЕС, причинившего материальный ущерб экономике Сообщества.
При этом демпинговая разница (соотношение нормальной стоимости и средневзвешенной экспортной цены) составила для Алжира 13,3%, Беларуси - 33%, Литвы - 7,6%, России - 24,1%, Украины - 38%.
В этой связи Европейская Комиссия с марта 2000г. ввела временные антидемпинговые пошлины на карбамидно-аммиачную смесь, происходящую из Республики Беларусь, в размере 18,02 евро за метрическую тонну.
Таким образом, для Беларуси вступило в силу так называемое правило меньшей пошлины, то есть, несмотря на демпинговую разницу в размере 33%, импорт КАС из Беларуси облагается пошлиной из расчета 27,8% (18,02 евро за т), поскольку данной суммы достаточно для устранения ушерба для экономики ЕС.
Совет ЕС с сентября 2000г. вводит окончательные антидемпинговые пошлины на карбамидно-аммиачную смесь, импортируемую в ЕС из Алжира, Беларуси, Литвы, России и Украины.
Следует отметить, что по сравнению с временными мерами, введенными ЕС в марте 2000г., для Беларуси произошло незначительное улучшение - размер пошлины снизился на 16 евроцентов, в то время как для производителей из Украины и России пошлина увеличилась - на 4,7 и 4,65 евро соответственно.
По мнению МИД, следствие по делу было проведено в соответствии с действующим законодательством, белорусская сторона достаточно успешно использовала имевшиеся возможности, в результате чего пошлина составила 17,86 евро за тонну, а не 27,45, как это предлагалось в иске Европейской ассоциации производителей удобрений.
Указанная пошлина оставляет белорусским экспортерам возможность осуществлять поставки данного товара в ЕС.
Подножка ПО "Азот". За одного битого - двух небитых...
В октябре 2000г. Европейская Комиссия приняла решение о начале антидемпингового разбирательства в отношении экспорта в ЕС карбамида, происходящего из Беларуси, Болгарии, Хорватии, Египта, Эстонии, Литвы, Ливии, Польши, Румынии и Украины.
Процедура была инициирована Европейской ассоциацией производителей удобрений, представляющих 82% производителей данного продукта в ЕС.
Следует отметить, что европейские производители карбамида имеют достаточно большой опыт защиты своих интересов за счет использования антидемпингового законодательства ЕС. Впервые антидемпинговые меры на карбамид были введены в 1987 году против производителей из Ливии, Саудовской Аравии, Тринидада и Тобаго, СССР, ГДР, Чехословакии, Кувейта и Югославии.
В марте 2000г. ЕК начала окончательный пересмотр антидемпинговых мер на карбамид, происходящий из России. Таким образом, действия производителей карбамида стран ЕС не являются каким-то новым шагом, а представляют собой очередной виток конкурентной борьбы путем использования антидемпингового законодательства.
В июле 2001г. ЕС принял решение о введении временной антидемпинговой пошлины на карбамид, импортируемый ЕС и происходящий из Республики Беларусь, в размере в размере 5,46 евро за т.
В данном решении ЕК рассчитала экспортную стоимость белорусского карбамида на основе "имеющейся информации", сославшись при этом на статью 18 Антидемпингового Регламента ЕС, определяющую действия ЕК в случае отказа производителя сотрудничать с ЕК в ходе проводимого расследования.
В свою очередь подобный подход мог привести к крайне негативным для белорусской стороны последствиям, в частности к вынесению в отношении ПО "Азот" окончательного определения об отсутствии в ходе расследования должного уровня сотрудничества и введению антидемпинговой пошлины из расчета 75-процентной демпинговой разницы (порядка 70 евро за т), что полностью закроет рынок ЕС для ПО "Азот" и др.
В результате сложного переговорного процесса белорусской стороне удалось убедить ЕК в том, что ПО "Азот" представило всю запрошенную Комиссией информацию за исключением той, которая недоступна предприятию в силу ряда объективных причин. В результате ЕК согласилась в том, что белорусская сторона проявила достаточный уровень сотрудничества и в дальнейшем будет обладать всеми процессуальными правами сотрудничающей компании.
В январе 2002г. Совет ЕС в отношении белорусского карбамида ввел постоянную антидемпинговую пошлину в размере 7,81 евро за т, что является самой низкой страновой пошлиной (заявитель просил установить пошлину в размере 55 евро за т). Ее уплата не повлияла на поставки белорусского карбамида на рынок ЕС. Подобный результат был достигнут за счет организации лоббирования МИДом белорусских интересов на уровне потребителей в странах ЕС, а также четкой организации и координации действий с ПО "Азот" и юридической компанией "Хаммонд Саддардс", представлявшей интересы белорусского производителя.
"Элана" против ПО "Химволокно"
В мае 1999г. Министерство экономики Польши начало антидемпинговое расследование в отношении полиэстеровых штапельных волокон (ПЭШВ) и жгута (ПЭЖ), происходящих из Республики Беларусь. Заявление о начале расследования было подано компанией "Элана". Производителем данных товаров в РБ является Могилевское ПО "Химволокно". В августе 2000г. в отношении указанных товаров решением министра экономики Польши была введена постоянная (сроком на пять лет) антидемпинговая пошлина в размере 38,08% на ПЭЖ и 7,3% на ПЭШВ. Пошлина установлена на уровне демпинга.
Белорусская сторона воспользовалась своим правом подать апелляцию о пересмотре данных мер, однако представленные доводы не были учтены польской стороной, и решением министра экономики введенные антидемпинговые меры остались в силе.
Таковы вкратце перипетии, пережитые и вписанные в анналы истории внешнеэкономической деятельности РБ нашими экспортерами и дипломатами.
С расширением ЕС на восток у белорусских производителей продукции, в отношении которой велись антидемпинговые расследования и были приняты ограничительные меры, начался новый этап борьбы за место под европейским "солнцем". О нем мы расскажем позднее.