$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ХПК: в ритме хозяйственной жизни

27.04.2007

На пленарном заседании шестой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь с докладом по проекту закона «О внесении дополнений и изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь» выступил Председатель Высшего Хозяйственного Суда В.Каменков.

Об этом факте «Экономическая газета» сообщила в № 27 от 10 апреля с.г. Однако многих читателей заинтересовали подробности выступления. Действительно, все новые идеи и предложения доклада, направленные на совершенствование экономического судопроизводства, напрямую затрагивают и участников делового оборота. По каким же нормам и правилам им предстоит строить хозяйственную деятельность и защищать свои нарушенные интересы и права? Об этом обозревателю «ЭГ» рассказал доктор юридических наук, профессор Виктор КАМЕНКОВ.

- Виктор Сергеевич, первый вопрос, извините, не по теме. Вы вначале поблагодарили депутатов за объективную оценку и принятие новой редакции ХПК в 2004 году. Это обычная дань протоколу или нечто большее?

— Нет, вопрос как раз по теме. Видите ли, здесь никакой формальности, а только искренняя признательность народным избранникам за творческое, профессиональное сотрудничество в реформировании хозяйственного судопроизводства. Принятое тогда решение оказалось своевременным и правильным. Образование в хозяйственных судах апелляционных инстанций по региональному принципу и введение апелляционного производства по подавляющему количеству дел — вот главный результат, сработавший на интересы экономики. Теперь дела рассматриваются быстрее и без возврата на новое рассмотрение со стадии апелляции. Больше динамизма и меньше волокиты — чем плохо?

Введение законодателем института кассационного производства также оправдало себя. В порядке кассации дела рассматриваются специально созданной кассационной коллегией ВХС, которая проверяет обжалованные судебные постановления и устраняет нарушения закона, допущенные нижестоящими судами. Это способствует единству судебной практики, что очень важно для хозяйственного правосудия.

- Это повысило и доверие к суду, его авторитет в деловой среде. Не случайно количество обращений к вам в прошлом году, как уже сообщала «ЭГ», перевалило за 52 тысячи, а в целом за последние 10 лет работы у хозяйственных судов прибавилось в пять раз!

— При такой нагрузке, заметьте, мы сумели сократить сроки рассмотрения дел, добились уменьшения необоснованных отказов в принятии заявлений, сохранили показатели законности и обоснованности судебных постановлений, увеличили их реальное исполнение. Другими словами, еще раз подчеркну, с помощью депутатов мы смогли выполнить требования международных стандартов и создать для субъектов хозяйствования реальный доступ к правосудию, обеспечить подлинную защиту их прав.

Но жизнь не стоит на месте, развивается практика хозяйствования, заставляя совершенствоваться и судопроизводство. На основании обобщения и анализа работы по новому ХПК с момента вступления его в силу 7 марта 2005 года ВХС разработал и представил депутатам пакет дополнений и изменений в кодекс, которые позволят устранить ряд недоработок и улучшить процедуры на всех стадиях судопроизводства, снизить нагрузку на судей.

В частности, расширяется круг лиц, которые могут заявить о замене стороны по делу ее правопреемником. В проекте закона определено, что хозяйственный суд допускает замену выбывшей стороны ее правопреемником по письменному заявлению правопреемника или одной из сторон и приостанавливает производство по делу.

Предусматривается возможность третьим лицам вступать в дело на стадии его пересмотра в апелляционном порядке, что больше соответствует основному принципу работы апелляционной инстанции — повторному рассмотрению спорного правоотношения по существу.

Установленные в действующем ХПК процессуальные сроки (для подготовки дела к слушанию и другие) вместо трех дней продлеваются в соответствии с проектом закона до пяти. Практика показала, что при поступлении документов в суд, к примеру, в пятницу у судьи, а также у других участников процесса фактически остается только один день для разрешения возникшего вопроса.

С шести до одного месяца сокращаются сроки рассмотрения дел с участием субъектов хозяйствования стран СНГ. Суть новшества в том, что полугодовой срок для подготовки к судебному разбирательству дела, одна из сторон которого находится за пределами Беларуси, становится неоправданно велик, когда речь идет о субъектах хозяйствования стран СНГ, поскольку по таким делам не требуется осуществления перевода документов.

Заметно увеличат оперативность судопроизводства и не дадут возможности недобросовестной стороне необоснованно затягивать разрешение спора нормы, позволяющие хозяйственному суду провести подготовительное судебное заседание и судебное заседание о рассмотрении дела по существу в один день.

С учетом роста количества обращений мы вынуждены расширить перечень оснований, по которым хозяйственный суд рассматривает дела в порядке приказного (ускоренного) производства. Речь идет не только о спорах по налогам и сборам, но и другим обязательным платежам, например, в Фонд социальной защиты населения.

Расширяются также пределы компетенции апелляционных инстанций. Как показала практика, в связи с короткими сроками рассмотрения дела в суде первой инстанции стороны не всегда успевают собрать все необходимые доказательства и представить их суду. По этой же причине третьи лица, участвующие в спорном правоотношении, нередко узнают о состоявшемся рассмотрении дела только после вынесения решения.

Конкретизируется очень важное положение о том, что право на подачу кассационной жалобы лицами, не привлеченными к участию в деле, распространяется на этих лиц в случае нарушения их прав и законных интересов.

- Интересно, Виктор Сергеевич, какие изменения коснутся ключевой службы — исполнительного производства?

— Их много, и все они, понятно, тоже вызваны практикой. Прежде всего это расширение полномочий судебных исполнителей. Будет введен в деловой оборот такой документ, как постановление судебных исполнителей хозяйственных судов об обращении взыскания на денежные средства. У них появится возможность самостоятельно обращать взыскание на денежные средства должника, находящиеся у других лиц, а также на счетах в валюте, отличной от валюты взыскания.

Предлагается наделить судебного исполнителя правом запрещать должнику и иным лицам совершать препятствующие исполнению действия в отношении имущества и денежных средств должника и самостоятельно рассматривать вопросы о приостановлении, прекращении исполнительного производства, а также возвращении исполнительного документа взыскателю. В результате ликвидируются издержки участников процесса, связанные с уведомлением и рассмотрением в судебном заседании вышеназванных вопросов, особенно в тех случаях, когда их решение обязательно и не зависит от мнений сторон. Заодно снимается дополнительная нагрузка с судей, а наличие нормы, позволяющей обжаловать постановления судебного исполнителя, не повлечет нарушения прав сторон.

В проекте закона учтены предложения субъектов хозяйствования относительно оснований, размеров и сроков перечисления причитающихся должнику денежных средств. Сейчас таким основанием является запрос судебного исполнителя. Однако запрос по своей сути влечет лишь обязанность предоставить информацию, а не перечислять денежные средства. Предписание, согласитесь, в большей мере соответствует названным целям. Вот оно-то и предложено в новой редакции закона. В нем будет установлен срок перечисления денежных средств на счет суда с момента получения предписания до соответствующего уведомления судебного исполнителя. В настоящее время такой срок четко не установлен.

Упрощается и порядок принудительного списания денежных средств, причитающихся должнику от третьих лиц. Предлагается осуществлять эту операцию лишь на основании постановления судебного исполнителя, в то время как сейчас требуется три документа: представление судебного исполнителя, определение хозяйственного суда и приказ.

- Но денег у должников чаще всего не хватает, и тогда взыскание обращается на их имущество. А на практике — это сплошные проблемы: с арестом и сохранностью имущества, с организацией торгов, с ценообразованием…

— На стадии подготовки проекта этот раздел вызвал, пожалуй, наибольший разброс мнений и пожеланий. Позиция очень деликатная. Часто ведь заложенное имущество — последнее, что осталось в резерве у предпринимателя или хозяйственника. С другой стороны, и бизнес кредитора не должен страдать. В этой сфере примирить интересы трудно, но мы попытались, и, на мой взгляд, успешно, убрать на этом пути лишние звенья и правовые барьеры.

Скажу прежде всего о дополнении ХПК, связанном с обязательным условием подачи заявки на участие в торгах. Цель новшества простая: конкретно определить участников торгов и имущество, которое они намерены приобрести. Пока такой четкости нет, особенно в том случае, когда судебные исполнители реализуют несколько объектов. Ни подписка, ни платежный документ, подтверждающий внесение суммы в размере 10% от стоимости продаваемого имущества, не содержат сведений о том, какой именно объект приобретет лицо, желающее принять участие в торгах.

Исключается норма о реализации арестованного имущества только в месте его нахождения, поскольку арестованное имущество и судебный исполнитель, отдавший распоряжение об его аресте, могут находиться в разных областях республики. Кроме того, в объявлении о предстоящих торгах содержится исчерпывающая информация о реализуемом имуществе, и потенциальным покупателям нет нужды тратиться на дорогу к месту его нахождения.

Взыскателю предоставляется право оставить имущество за собой в сумме первоначальной оценки, если оно не реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, а также снятие ареста имущества в случае уменьшения суммы взыскания. Наряду с этим учтены интересы должника, который сможет заменить арестованное ранее имущество иным имуществом при условии сохранения уровня его ликвидности и востребованности. Обе нормы, что называется, рыночные, гибкие и по-своему справедливые.

Да и в целом, на мой взгляд, предлагаемый закон дает все основания надеяться на повышение эффективности судебной защиты прав организаций и граждан, укрепление авторитета государства в лице системы экономического правосудия. Он послужит формированию уважительного отношения к закону и суду, будет содействовать выполнению требований главы государства по установлению правильных и упорядоченных отношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вячеслав СИВАКОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях