Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ

Упрощение госрегистрации субъектов хозяйствования мало облегчит жизнь предпринимателя. Ибо остается целый шлейф иных обязательных процедур...
Упрощение госрегистрации субъектов хозяйствования мало облегчит жизнь предпринимателя. Ибо остается целый шлейф иных обязательных процедур

Нельзя сказать, что сегодня малый бизнес играет существенную роль в социально-экономической системе Беларуси. Ситуация в этом секторе экономики и перспективы его развития весьма неоднозначны и даже противоречивы. С одной стороны, все последние годы на уровне государства и общества демонстрируется понимание необходимости активизации частной инициативы не только как способа обеспечения занятости населения, но и как одного из важнейших источников стабильного роста и формирования прогрессивного экспортного профиля страны. С другой,  реальной динамики количественных и качественных показателей не наблюдается.

Это говорит о том, что в рамках системы  имеются факторы, работающие "вразрез" с определенной государством и правительством политикой поддержки предпринимательства и резко снижающие, а порой и просто нивелирующие эффективность проводимых в этой области мер. Даже самые либеральные макроэкономические подвижки на микроуровне зачастую оборачиваются лишь новыми проблемами для  субъектов хозяйствования. Примером тому может служить недавняя ситуация с "совершенствованием" порядка лицензирования отдельных видов деятельности.

В связи с этим определенную настороженность у деловых кругов вызвало объявленное грядущее упрощение процедуры госрегистрации для ряда категорий субъектов малого бизнеса. По распространенной информации, суть упрощения - в сокращении ее срока,  уменьшении количества представляемых документов и в возможности отказа в регистрации лишь по формальным основаниям. Невольно встает вопрос: подтолкнут ли предлагаемые новации развитие малого предпринимательства в целом и в приоритетных для государства направлениях, в частности?

Допустим, все произойдет так, как и обещает правительство, и зарегистрировать организацию или ИП станет проще. Однако регистрация - необходимое, но далеко не достаточное условие для того, чтобы субъект хозяйствования начал работать. Ведь далее следует целый "шлейф" иных обязательных регистрационных процедур, неисполнение или несвоевременное исполнение которых чревато серьезной финансовой ответственностью.

Во-первых, в течение 10 рабочих дней с момента госрегистрации необходимо встать на учет в налоговом органе. Для этого наряду с другими документами следует представить нотариально заверенные копии экземпляра учредительных документов и свидетельства о регистрации (что обойдется ориентировочно для ООО или ОДО в 65-70 USD, для унитарного предприятия- в 25-35 USD). За нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе юридическое лицо подвергается штрафу от десяти до семидесяти базовых величин, а ИП -  от двух до двадцати. Кроме того, должностные лица предприятий получают предупреждение или штраф до пяти базовых величин.

Таким образом, вновь созданный субъект хозяйствования, еще не получивший ни рубля дохода, при отсутствии должной расторопности или просто опыта работы его менеджеров может по чисто формальным признакам  быть наказан в сумме свыше 1,5 млн. рублей, что для некоторых организационно-правовых форм бизнеса сопоставимо или даже значительно выше минимального размера уставного фонда.

Впрочем, излишнее рвение к работе также грозит значительными санкциями: начало  деятельности до постановки на учет в налоговом органе обернется штрафом в размере 20% полученных доходов, но не менее 70 базовых величин для юридических  лиц  и  20  базовых  величин - для ИП.

Во-вторых, в течение 15 дней с момента получения свидетельства о регистрации необходимо встать на учет в органах Фонда социальной защиты населения, для чего следует представить такой же пакет документов. Нарушение сроков постановки на учет грозит должностному лицу штрафом в размере от одной до трех БВ.

В-третьих, обязательной является также постановка на учет в органах статистики. Хотя конкретные сроки здесь законодательно не определены, несвоевременное представление статистического отчета влечет наложение административного штрафа- от 50 до 100 базовых величин.

В-четвертых, в течение месяца со дня  госрегистрации необходимо зарегистрироваться в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, для чего в очередной раз надо представить копии учредительных документов, свидетельства о госрегистрации, извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика. В случае несвоевременной постановки на учет штраф составит 10 % от суммы причитающихся к уплате страховых взносов.

Подобного рода бюрократические "красные флажки" настолько жестко ограничивают и регламентируют каждый шаг субъекта, что порой на корню убивают всякое желание заниматься предпринимательской деятельностью. Получается, что человек, решивший заняться каким-то конкретным делом, вынужден все силы и время тратить не на реализацию подтолкнувших к созданию собственного дела задумок и идей, а на своевременное исполнение всех требований и предписаний. Известны случаи, когда бизнес так и заканчивался на данной стадии.

Таким образом, реальное упрощение процесса вхождения в бизнес предполагает существенные изменения не только в самой процедуре госрегистрации, но и последующих обязательных регистрационных действиях, требующих значительных затрат времени и средств, а также чреватых не только административными штрафами, но и экономическими санкциями для еще не начавшего деятельность субъекта хозяйствования.
 
---------------------------------------------
Наша справка

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 г.г. поставлена задача довести долю малых и средних предприятий в общем объеме реализации продукции, работ и услуг до 25%, что означает их рост к концу 2005 года почти в четыре раза. Национальная стратегия устойчивого развития до 2020 года, отмечая высокую роль деловых кругов в переходе страны на инновационный путь развития, также подчеркивает необходимость развития частного бизнеса и создания эффективной предпринимательской среды.

Согласно статистике, на 1 января 2004 г. (данных на 1.01.2005 г. еще нет) прирост числа малых предприятий по отношению к 1 января 2001 г. составил около 10%. Таким образом, среднегодовой темп прироста в течение последних лет не превысил 3 - 4%. Доля малых предприятий в общем объеме ВВП страны увеличилась за тот же период лишь на 1,5 процентных пункта - с 6,7 до 8,2%, в выпуске товаров и услуг - с 7,3 до 7,9%, в общем объеме инвестиций - с 6,5 до 8,4%.

Отсутствуют какие-либо серьезные изменения в территориальной и отраслевой структуре частного предпринимательского сектора. По-прежнему подавляющая масса субъектов малого бизнеса сосредоточена в г.Минске и в областных центрах, основными сферами приложения, как и раньше, являются торговля и общественное питание, а присутствие в таких отраслях как наука и научное обслуживание упало до уровня чуть более одного процента.