Маркетинг
31.03.2006 5 мин на чтение
мин
Хотите знать, кто вы есть на самом деле?
Если да - обратитесь к маркетологу...Если да - обратитесь к маркетологу
Лицо предприятия - это не столько оборудование, технологии и продукция, сколько потребители. Именно они должны решать, каким быть выпускаемым товарам. А лучший способ узнать их желания - спросить самих. В этом случае незаменимы маркетинговые исследования.
Кто же "заказывает музыку" на белорусском рынке - корреспондент "ЭГ" попытался выяснить у директора Международного агентства маркетинговых исследований "MASMI" Татьяны ЛИСИЦКОЙ.
- Каково, на ваш взгляд, состояние данного рынка в республике?
- Реальных цифр, характеризующих его, не существует. Как нет и данных о позиционировании в сознании потребителя. В принципе предложений достаточно много, но количество профессиональных и качественных ограничено. Немного и агентств, которые серьезно занимаются данными исследованиями и имеют сеть интервьюеров. Следовательно, отсутствует и острая конкуренция. С другой стороны, рынок растет на 20-30% в год на протяжении уже ряда лет.
- Кто из белорусских производителей товаров массового спроса обращается к вам за помощью?
- Среди наших заказчиков - "Санта Бремор", "Керамин", "Модум", "Атлант-телеком", дискаунт "На недельку", "Ладога", McDONALD`S, "Матадор" и многие другие. Радует, что они заказывают исследования не ради "галочки" или отчета перед кем-то. Как мы видим по обратной связи, наши клиенты используют полученный материал для стратегического планирования, маркетинговых решений.
- Какие инструменты маркетинговых исследований наиболее востребованы на отечественном рынке?
- Прежде всего те, которые касаются рекламы: тестирование рекламной идеи, сценария, плаката и т.п. Это позволяет экономить бюджеты и не тратить немалые деньги на производство и размещение самой рекламы. К примеру, ролик оценивается по раскадровке, и может оказаться так, что аудитория, для которой предназначена реклама, а также сам товар, не воспринимает рекламный посыл. Он или вызывает у них негатив, или вообще ассоциируется с другой торговой маркой. Чтобы разобраться во всем этом, исследуется мнение фокус-групп об эмоциях, вызванных данной рекламой, - что в ней нравится или не нравится, захотят они приобрести товар после такой рекламы или нет.
Стоит отметить, что фокус-групповые дискуссии, а точнее - мнение потребителей бывают для заказчиков, "зацикленных" на своем продукте и своей фирме, просто откровением. Они их любят, холят, лелеют. И у них создается иллюзорное представление, что так думают все потенциальные потребители. На самом деле бывает с точностью до наоборот.
- Что является приоритетом при проведении маркетинговых исследований?
- Определяющий фактор - качество. Наши клиенты на глазах меняются в плане своих требований, формулировки задач, составления технического задания. Хотя приходится сталкиваться с ситуацией, когда важна только цена.
Да, чтобы сделать качественный продукт, надо понести определенные затраты. Однако оценка и отбор исследовательских предложений только по цене не может являться верным решением.
- Можно ли считать маркетинговые исследования "палочкой-выручалочкой" для производителя?
- Это инструмент не продвижения предприятия, а анализа его деятельности. Такое исследование может вскрыть проблемы, стоящие перед компанией, показать их в продукте. К примеру, выявить, что он некачественный или воспринимается потребителем как некачественный - под влиянием упаковки, имиджа и т.д., в то время как производитель не замечает этого.
- Доступны ли маркетинговые исследования малым и средним предприятиям?
- С моей точки зрения, большинство исследований вполне доступно и при небольших бюджетах. Их стоимость зависит от объема выборки, целевой аудитории, прочих факторов. Есть такая форма исследования, как омнибус. К общей части опроса, который, как правило, является общереспубликанским, добавляется пара-тройка вопросов от компании-заказчика, и в целом это обходится недорого.
Если бюджет совсем ограничен, можно провести исследование по локальному рынку. Вопрос в том, что у многих предприятий существует некий барьер - "мне это не очень надо, и это, наверное, дорого". На самом деле, повторю, исследования вполне доступны для подавляющего большинства предприятий.