Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Страхование
18.01.2005 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ?

Установленный порядок страхования поставок импортных товаров не способствует экономии бюджетных средств...

Установленный порядок страхования поставок импортных товаров не способствует экономии бюджетных средств

С принятием Совмином постановления от 2004-09-14 г. № 1138, которым внесены изменения в постановление от 2003-05-19 г. № 652, у многих организаций, закупающих импортные товары по внешнеторговым контрактам за счет  бюджетных средств, государственных целевых бюджетных, внебюджетных и инновационных фондов, возник целый ряд вопросов по страхованию появляющихся при этом рисков. Дело в том, что после корректировки подпункт 1.6 предписывает вышеназванным организациям страховать эти риски в белорусском республиканском унитарном предприятии экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант", если оно примет решение о страховании, а если откажет - то в другой организации. При этом умалчивается о том, что именно следует страховать: финансовые риски, гражданскую ответственность перевозчика, сам груз? И вообще, это право или обязанность? Ведь по страховому законодательству страхование перечисленных рисков обязательным не является.

Позвольте напомнить, что международными правилами толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС-2000, которые применяются во внешнеторговых контрактах (договорах) купли-продажи наряду с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. и Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., обязательства по страхованию грузов предусмотрены только для базисных условий поставки СИП и СИФ и на условиях минимального страхового покрытия. По остальным 11 условиям поставки ИНКОТЕРМС-2000 они не предусмотрены ни для покупателя, ни для продавца, вопросы страхования должны оговариваться сторонами и предусматриваться при необходимости в договорах (контрактах) купли-продажи. То есть сам заказчик - организация, закупающая товары по импорту,  определяет базисные условия поставки и необходимость страхования рисков, а также его условия, а не страховщики, вышестоящие или другие организации.

У нас дело обстоит иначе. С одной стороны, подп. 9.11 Положения о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе (утв. все тем же постановлением N 652) в новой редакции несколько расширяет функции заказчика, в т. ч. при закупках по внешнеторговым контрактам, и необходимость страхования здесь определяет сам заказчик (покупатель импортного товара) и только он, а с другой (см. подп. 1.6 самого постановления) - делегирует решение вопроса о необходимости страхования одному из страховщиков республики. Министерство финансов письмом от 2004-10-20г. № 13-1-20/636 "О страховании закупок товаров по импорту за счет государственных средств" добавило к этому, что в случае страхования в иностранных страховых компаниях расходованные на эти цели бюджетные средства будут рассматриваться как использованные не по целевому назначению.

В первую очередь это предписание касается базисных условий поставки СИП и СИФ, обязывающих продавца по минимуму застраховать товар на случай его потери и повреждения во время перевозки в пользу покупателя. Раньше это делалось в иностранных страховых компаниях и продавец включал расходы по страхованию в контрактную цену товара. Теперь, выходит, иностранный экспортер должен делать это в БРУПЭИС "Белэксимгарант" (что, учитывая расстояния, весьма нескорое и непростое дело), а иначе белорусский покупатель будет наказан.

Это одна часть проблемы. Вторая заключается в том, что ни один перевозчик, тем более западный, не возьмется за перевозку груза без страховки (да ему никто и не доверит товар) и, следовательно, страхование должно быть произведено до ее начала! (Cо своими перевозчиками белорусским покупателям работать чуть проще. Можно попросить у них копию полиса страхования гражданской ответственности и затем уже решить, надо ли дополнительно страховать груз и нести дополнительные расходы. Иногда такого полиса достаточно для транспортировки отдельных видов товаров, но, к сожалению, не всех.)

Существующая ныне "теория" и практика страхования грузов при закупках импорта за счет государственных средств явно не способствует экономии этих средств. Во-первых, наделение одного страховщика монопольным правом в определенной области страхования не способствует конкуренции среди государственных страховых организаций, а значит, и снижению страховых тарифов, которые еще достаточно высоки. (В России, к слову, закупкам импорта за счет бюджетных средств предшествуют открытые конкурсы по отбору страховщиков.) Во-вторых, будет нелишним напомнить, что по Закону "О таможенном тарифе" суммы страховки по грузам включаются в таможенную стоимость товара и на них начисляются таможенные платежи. Вдобавок к этому не исключено двойное и даже тройное страхование рисков при закупке товаров по импорту, т. к. застраховать их одновременно могут как покупатель, так и продавец и плюс к тому - перевозчик. Кроме того, иностранные экспортеры (продавцы) не всегда дают объективную информацию о страховании груза, что приводит к его страховке и за рубежом, и в республике за счет бюджетных средств. Причем при страховании зарубежным продавцом груза в Белэксимгаранте бюджетные средства в большинстве случаев сначала перечисляются иностранному экспортеру на оплату товара, а затем спустя время, нередко довольно долгое, перечисляются назад в республику на уплату страховых платежей. Не исключено также, что при двойном страховании в разных компаниях, если такой факт всплывет, одну страховку после всех трудов и хлопот придется аннулировать. Все это в действительности не минимизирует платежи, а оказывает дополнительную нагрузку на бюджет республики.

Еще одна проблема - отсутствие в большинстве внешнеторговых договоров (контрактов) указания о переходе права собственности на товар от продавца к покупателю. В сущности, последний начинает рисковать гибелью груза тогда, когда становится его собственником. Страховать неоплаченный или частично оплаченный товар, когда покупатель в большинстве случаев ему еще не хозяин, экономически нецелесообразно. Здесь у покупателя (заказчика) нет и по идее и не должно быть обязательств по страхованию, независимо от того, на каких базисных условиях осуществляется поставка товара.

Проблемным в страховании грузов является и то обстоятельство, что тендеры на закупку товаров по импорту зачастую проводят одни организации, к примеру концерн "Белресурсы", а сами закупки - другие. В результате, когда речь идет о самом тендере, то согласно вышеназванному Положению, утв. постановлением Совмина N 652, о страховых расходах "забывают" (они не должны включаться в цену тендерного предложения), а когда разговор о закупках, то вспоминают.

Можно было бы рассмотреть и некоторые другие проблемы и вопросы, возникающие при страховании грузов, но сути сказанного это не меняет. Совершенно очевидно, что подп. 1.6 постановления N 652 требует существенной доработки с учетом международных правил и отечественного страхового и гражданского законодательства.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by