$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Хорошо, да не совсем

25.05.2007

Сегодня из 29 тыс. отечественных магазинов и 10 тыс. объектов общественного питания только около 300 работают с использованием автоматизированных комплексов для учета движения товаров и денежных средств. Как заметил один из участников недавней международной конференции «Информационные технологии в торговле и сфере услуг», в XXI век многие из них вошли с калькуляторами и примитивными счетами.

Понимая важность и актуальность проблемы, правительство и Национальный банк еще в начале 2002 г. приняли постановление № 18/1, наметившее конкретные меры для более широкого использования безналичных расчетов. Документ с тех пор претерпел 7 редакций, а неувязок меньше не становится. «Чтобы перейти на автоматизированную торговлю, — сетовала на конференции директор Торгового дома «Неман» (г. Гродно) С.Семенчук — организация должна решить массу проблем — определить количество устанавливаемых терминалов и их тип, найти тех, кто будет осуществлять программирование и подключение, изыскать средства на оплату. Чаще всего приходится брать кредит, а это еще согласование с банком условий оплаты. При этом инженеров-электронщиков в штате торговых предприятий нет. Поставщики же (интеграторы), в свою очередь, не специалисты в торговле. Что-то сделали — теоретически работает. Но как из этого получить практический результат — проблема уже торгового предприятия. По нормальному — надо, чтобы интеграторы не просто устанавливали оборудование, а объясняли, учили персонал и доводили процесс до комплексной автоматизации».

С другой стороны, и им требуются квалифицированные объяснения бизнес-процессов на предприятии. Тогда проще и лучше можно приспособить рамочные решения под конкретную специфику. К сожалению, на многих предприятиях торговли, особенно в глубинке, формализовать бизнес-процессы просто некому.

В неготовности эксплуатировать оборудование виновата и сама торговля. Видимо, в начале перехода на новые принципы работы ей следовало бы создать какие-то специализированные структуры, которые бы координировали усилия всех участвующих в автоматизации отрасли сторон.

Говорилось на конференции и о том, что разработка единых схем и подходов особенно актуальна для тех торговых предприятий, где требуется связать воедино склады, филиалы, базы и т. д., а таковых в республике становится все больше, и многие руководители вынуждены идти «своим путем».

К настоящему времени автоматизация торговли прошла первый этап — соответствующими системами обзавелись самые богатые предприятия, на которых работает самый «продвинутый» персонал. Сейчас она должна продолжаться там, где и доходы скромнее, и квалификация работников ниже. К слову, именно «человеческий ресурс», как оказалось, играет решающую роль. Технические проблемы разрешимы — были бы деньги, а вот человеческие?.. По словам одного из выступавших, в некоторых периферийных торговых организациях нужно менять более половины управленческого аппарата, потому что для работы в новых условиях он не подходит. В этой связи на первый план должны выходить некие комплексные решения, развиваться консалтинговые услуги. Есть смысл разработать регламенты автоматизации магазинов больших и маленьких, продовольственных и промтоварных, столичных и региональных. Ведь работа эта не на один день, ее придется вести постоянно, по мере совершенствования техники и появления новых, еще более прогрессивных технологий.

Для активизации безналичных расчетов в «рознице» и при оказании услуг требуется и определенный «инструментарий». По состоянию на 1.04.2007 г. на руках у держателей находилось более 4 млн. банковских пластиковых карточек (БПК) — прирост за год 21%. Количество банкоматов составило 1588 (27%), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса — 6619 (30%). Возросло также число платежных терминалов на предприятиях РО «Белпочта» и платежно-справочных терминалов самообслуживания (инфокиосков).

Исходя из этой статистики, особенно из темпов прироста количества карточек и терминалов, можно было ожидать адекватного роста безналичного платежного оборота. Однако этого не случилось: если количество безналичных операций с использованием карточек в I кв. 2007 г. увеличилось на 90%, то полученная при этом сумма (в национальной валюте) — на 52%. И уж совсем мизерный прирост «безнала» в общей сумме от операций с использованием карточек — только 1% (с 5 до 6 процентов).

В соответствии с государственной программой развития технической инфраструктуры для осуществления операций с использованием банковских карточек, утвержденной постановлением Совета Министров и Национального банка от 29.06.2006 № 817/11, доля безналичных расчетов в сфере розничной торговли и услуг с использованием всех платежных инструментов к 2010 г. должна быть доведена до 30%. Количество платежных терминалов должно возрасти не менее чем в 2,2 раза — до 11 тыс. шт. На каждый из них будет приходиться не более 160 карточек (теперь 605, а с учетом терминалов «Белпочты» — 459).

Во имя этой же цели изменена и Инструкция Национального банка «О порядке совершения операций с использованием карточек». Теперь в дополнение к прежним опциям физические лица с помощью БПК могут пополнять свои карт-счета путем внесения на них наличных денежных средств через банкоматы и инфокиоски и в последующем использовать эти деньги для проведения безналичных расчетов посредством расчетно-справочных терминалов самообслуживания независимо от того, как работает банк, т. е. фактически круглосуточно. В дополнение к этому Нацбанк недавно направил своим главным управлениям в областях и облисполкомам письма с рекомендацией ограничить установку банкоматов — чтобы у покупателей не было возможности снимать наличные деньги и рассчитываться ими за покупки — вблизи предприятий торговли и сервиса и непосредственно в самих этих предприятиях.

На конференции звучали и иные предложения, как улучшить работу. Например, шире практиковать аренду оборудования, приобретенного за счет банковских организаций. И действительно, установить сразу несколько платежных терминалов (каждый стоимостью около 700 USD), провести связь и т. д. самой торговой организации накладно. В дальнейшем, при их эксплуатации, можно найти приемлемые пути взаиморасчета с организациями-поставщиками.

Федор ЗАЯЦ