Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Хороших условий инвестирования в СЭЗ недостаточно..."

Анджей Шот оказался ярким и компетентным участником конференции "Правовые формы привлечения инвестиций в экономику Беларуси", состоявшейся в Бресте. Его речь об опыте Польши в привлечении иностранных инвестиций стала основой интервью специально для ч...
Анджей Шот оказался ярким и компетентным участником конференции "Правовые формы привлечения инвестиций в экономику Беларуси", состоявшейся в Бресте. Его речь об опыте Польши в привлечении иностранных инвестиций стала основой интервью специально для читателей "НЭГ".

-- Беларусь сегодня испытывает такой же недостаток внутренних источников финансирования структурных изменений в экономике, какой был в Польше 13 лет назад, на заре реформ, связанных с открытостью экономики и необходимостью ее реструктуризации...

-- Да, от такой аналогии трудно удержаться. В экономической политике Польши тогда была принята точка зрения, что прямые иностранные инвестиции являются источником дальнейшего развития более безопасным, чем иностранные кредиты. Эта ориентация принесла результат: в 1993--2002гг. общая стоимость прямых иностранных инвестиций в страну, по данным Национального банка Польши, составила почти 48 млрд. USD. А по оценкам государственного агентства иностранных инвестиций, приток капитала за этот период достиг 65 млрд. USD.

Доля участия компаний с иностранным капиталом в польской экономике выросла с 13% в 1994г. до 36% -- в 2002г. В 2000г. субъекты с иностранным капиталом создали почти 1 млн. рабочих мест. Производительность труда в этом секторе в пересчете на одного занятого была вдвое выше, чем в других. Ситуация изменилась в 2001 и 2002гг., когда в Польше наблюдался спад притока прямых иностранных инвестиций с 9,3 млрд. USD в 2000г. до 4,1 млрд. USD в 2002г.

-- В чем были причины "бегства" капитала?

-- Среди внутренних причин -- меньшая приватизационная оферта, ухудшение экономического положения, изменение условий инвестирования в свободных экономических зонах, слабая система продвижения иностранных инвестиций. Внешние причины -- это прежде всего уменьшение темпа экономического роста в мире и странах Европейского союза, общее уменьшение притока иностранных инвестиций в мире.

-- В соседних странах сегодня готовятся к обострению борьбы за привлечение иностранных инвесторов. Что в связи с этим предприняла Польша?

-- Ни для кого не секрет, что международные корпорации рассматривают возможности переноса производств из стран ЕС, Средневосточной Европы в Азию. Учитывая это, правительство Польши поставило перед собой стратегическую цель формирования величины иностранных инвестиций в ближайшие годы на уровне 6--8 млрд. USD в год и 10 млрд. USD в 2006г. Это одно из условий обеспечения сбалансированного экономического развития Польши и создания новых рабочих мест. Налицо -- необходимость значительной корректировки экономической политики. Поэтому 2 сентября правительство утвердило Стратегию экономического развития Польши на 2003--2005 гг., включающую в себя содействие иностранным инвестициям.

К стратегическим целям в политике стимулирования прямых иностранных инвестиций отнесены:

-- укрепление положительного образа Польши и ее экономики в мире;

-- возвращение позиции лидера в поступлениях прямых иностранных инвестиций в Средневосточной Европе;

-- увеличение до 20% доли прямых иностранных инвестиций в секторах передовых технологий и в так называемых восходящих секторах;

-- рост поступлений прямых иностранных инвестиций в Польшу в форме grееnfiеld vеnturе;

-- увеличение доли проэкспортных инвестиций;

-- выравнивание географических диспропорций в экономическом развитии регионов.

Содействуя диалогу правительства с инвесторами, для улучшения инвестиционного климата в Польше недавно введена должность защитника интересов инвесторов, их ходатая, каким одновременно является заместитель министра экономики, труда и социальной политики, ответственный за развитие экспорта.

-- Зачем понадобилось проводить слияние Польского агентства иностранных инвестиций и Польского агентства информации?

-- Для создания на их базе нового правительственного агентства, занимающегося продвижением иностранных инвестиций и развитием экспорта. Это обеспечит иностранным инвесторам соответствующее обслуживание и помощь. Полномочия его расширятся, т.к. оно будет выполнять функции правительственного координатора инвестиционного процесса, формируя необходимое сотрудничество правительства, самоуправления и частного сектора. Новое агентство станет единственным партнером в инвестиционном процессе для инвестора, будет выполнять функции маркетинго-информационного характера, располагая сетью иностранных офисов и региональных отделов, состоящих в тесном сотрудничестве с территориальным самоуправлением. Оно сможет эффективно использовать потенциал посольств для идентификации инвестора на раннем этапе. Роль его не должна заканчиваться консалтингом при выборе потенциальным инвестором сферы размещения инвестиций, а должна охватывать также переговоры с центральными и местными органами от имени и в пользу инвестора об условиях инвестирования. Речь идет о создании агентства третьего поколения, действующего по принципу оnе-stор-shор. Оно должно располагать средствами для поддержки региональных структур продвижения инвестиций и иметь полномочия правительства представлять от его имени комплексные предложения в адрес инвесторов на уровне фирм или целых секторов.

-- Как ваше правительство решает задачу содействия инвестиционному процессу, ликвидируя барьеры на пути развития предпринимательства?

-- Для этого реализован комплекс мер: сокращены сроки регистрационных процедур; устраняются проволочки в судебных делах, расширен арбитраж в судебной практике; уменьшено число инспекций предприятий; произошло снижение налоговой нагрузки; упрощена налоговая система с заботой о единой интерпретации налогового законодательства во имя лозунга, который может вызывать улыбку: "налоговая инспекция -- друг плательщика!"

-- В начале 90-х многие регионы страны, промышленные центры испытали кризисные явления. Какой экономический инструмент помог правительству в борьбе с безработицей без непосредственного привлечения средств из бюджета государства?

-- Для этого в 1994г. был утвержден закон о свободных экономических зонах. Он определил цели и способ создания зон, принципы и условия инвестирования на их территории, а также выгоду от осуществления там экономической деятельности. Опираясь на закон о СЭЗ, Совет Министров создал в 1995--1997гг. 17 свободных экономических зон, из которых 14 функционируют в настоящее время на территории площадью около 6000 га.

Предприниматель, получивший разрешение на осуществление деятельности в СЭЗ до 1 января 2003г., может при соблюдении определенных условий пользоваться полным освобождением от налога на доходы в течение первых 10 лет деятельности и 50% освобождения доходов от налога на оставшиеся годы функционирования зоны.

Предприниматель же, получивший разрешение после 1 января, может при соблюдении определенных условий быть освобожденным от налога на доходы в размере 50% стоимости инвестиционных расходов в случае создания крупных производств и 65% в случае организации малых и средних предприятий.

Ситуация изменилась, потому что после вступления в Европейский союз на Польшу будет распространяться политика конкуренции этого сообщества, в том числе регулирование публичной помощи (оказанной органами государства и территориального самоуправления). Цель этого регулирования -- не допустить преград конкуренции, вызванных деятельностью общественных субъектов государственных органов и органов самоуправления. Рыночной конкуренции небезразлична помощь, оказываемая государством предприятиям. Предоставляя привилегии одним, она ведет к ослаблению позиции других участников. Поэтому в Европейском союзе действует запрет на оказание публичной помощи (дотаций, налоговых льгот, снижения размера страховых взносов, предоставления ссуд, кредитов, поручительств или гарантий на условиях выгоднее рыночных, содействие в приобретении недвижимости и установление специальных цен на поставку сырья или энергии).

-- С 1 января 2001г. в Польше действует закон об условиях допуска и осуществления надзора за публичной помощью для предпринимателей, в котором закреплены принципы и условия оказания помощи в соответствии с законодательством Европейского союза... Каковы они?

-- Согласно нормам этого закона помощь может оказываться только для поддержки новых инвестиций или создания новых рабочих мест, связанных с данной инвестицией. Допустимые исключения четко оговорены.

Во время переговоров с ЕС было окончательно согласовано компромиссное решение, позволяющее, с одной стороны, максимально учесть приобретенные права предпринимателей в специальных экономических зонах, а с другой, -- обеспечить бесперебойное функционирование конкуренции на едином рынке.

Основные согласованные позиции:

-- переходные периоды для малых и средних предприятий (соответственно до 2011 и 2010гг.);

-- поднятый до 75% инвестиционных расходов порог публичной помощи для тех крупных предприятий, которые получили разрешение на деятельность в СЭЗ до конца 1999г., а также -- до 50% для инвесторов, получивших такое разрешение в 2000г. и позже;

-- порог помощи для предприятий автомобильного сектора определен на уровне 30% инвестиционных расходов.

-- Как бы вы сравнили условия инвестирования в белорусских и польских СЭЗ?

-- Условия инвестирования, созданные в Беларуси в этих зонах, настолько выгоднее, чем в Польше, что объединяют в себе преимущества свободных таможенных зон.

Но все-таки, чтобы привлечь иностранные инвестиции, недостаточно создавать хорошие или очень хорошие условия инвестирования в СЭЗ. Это только один из факторов, стимулирующих их приток в страну.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений