$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Хорошая работа

07.10.2008

Как добиться, чтобы человек стремился работать все лучше и лучше? На этот счет есть разный опыт — и американских, и японских компаний. В ООО «МАЗ-Купава» ищут и находят свои способы стимулирования заинтересованности в конечном итоге работы.

Здесь давно внедрен стандарт ISO 9001. Стандарт, если можно так выразиться, — базис. Его надо дополнить такой надстройкой, как индивидуальная заинтересованность всех работников в высоком качестве продукции, повышении производительности труда.

На «МАЗ-Купаве» для решения этой проблемы использован ряд нестандартных шагов. К примеру, если на конвейере допущен брак, не требующий снятия изделия с производства, исполнителю выписывается извещение, на основании которого он устраняет недостатки, либо оплачивает этот процесс, лишаясь части премии. Избежать ответственности невозможно, поскольку каждый этап производства документируется в специальной контрольной карте, где ставит свою подпись и сам работник, выполняющий ту или иную операцию. Ответственность касается всех — от рабочего до конструктора, проектирующего изделие. Впрочем, задача обязательно наказать виновного в дефекте не ставится, если, конечно, он не допускает брак регулярно.

В соответствии с положением, внедренным на предприятии, все дефекты по цеху или участку анализируются, ибо они влияют на общие результаты работы подразделения. А от них напрямую зависит уровень специальных доплат к зарплате. Таким образом, если кем-то брак допускается несколько раз, вместе с нерадивым работником часть доходов теряют и его коллеги. Понятно, что бракоделов быстро «выдавливают» из коллектива.

И все же этих мер вкупе со стандартом ISO и высоким уровнем технологий недостаточно для того, чтобы постоянно удерживать завоеванные рынки и выходить на новые, отмечает главный экономист предприятия Владимир Воробьев. Необходимо изыскивать дополнительные внутренние резервы. Исходя из этого на «МАЗ-Купаве» решили усилить стимулирование творчества в коллективе.

Практически на каждом производстве, в любом цехе есть свои «узкие» места. Обычно это недостатки, связанные с организацией работы либо несовершенством технологий. Как правило, к ним привыкают и всем кажется, что по-другому и быть не может. Тот же, кто видит, как поправить дело, обычно предпочитает не беспокоить начальство.

Руководство предприятия пришло к выводу, что условия, прописанные отечественным законодательством, не стимулируют рационализаторскую деятельность. Подача рацпредложения нынче — дело хлопотное и не всегда выгодное для инициатора. Механизм оформления и рассмотрения заявки неудобен, доказать необходимость внедрения новшества совсем непросто. Немалых усилий требует и претворение новинок в жизнь.

Чтобы упростить жизнь рационализаторам, на «МАЗ-Купаве» организовали необычный конкурс инициативных. Проходит он раз в квартал среди работников и структурных подразделений предприятия. Суть мероприятия заключается в том, что любой специалист может подать рацпредложение, направленное на оптимизацию производственного процесса. Причем немедленный экономический эффект от него вовсе не является обязательным фактором. Принимаются идеи, которые помогли бы улучшить микроклимат в коллективе, комфорт и удобство работы специалистов, либо нацеленные на перспективу. Единственное жесткое условие — они должны носить конкретный характер и отвечать на четыре простых вопроса: что нужно сделать, где, когда, что это даст в итоге?

Для экспертизы идей назначена комиссия, в задачу которой входит оценка новшеств, их документирование и внедрение. Условия конкурса достаточно серьезны. Чтобы стать победителем, работник должен получить не менее пятидесяти баллов (в баллах оценивается эффективность предложений), подразделение — сто. Но и награды для победителей приличные. Индивидуалам главный приз — туристическая поездка за рубеж, стоимостью не ниже трех миллионов рублей. Коллективам — турпоездка или абонемент, например в фитнес-центр, за пять миллионов.

При разработке и утверждении условий конкурса учтены многие нюансы, которые могли бы повлиять на объективность решения комиссии. К примеру, кто-то кого-то недолюбливает и должен выносить по этому человеку решение. Чтобы избежать таких коллизий, все индивидуальные заявки разрешено подавать под псевдонимом, а имена победителей должны быть обнародованы только после подведения итогов.

Поначалу инициативная группа по проведению конкурса не рассчитывала на быстрый результат. Планировалось, что мероприятие «раскрутится» через полгода-год. Тем неожиданнее оказались первые результаты — 155 предложений со значительным экономическим эффектом за два неполных месяца! Оказалось, что у участников конкурса были замечательные идеи, направленные на улучшение качества продукции, охрану труда, экономию материалов. Потратив, по сути, мизер, предприятие выиграло в десятки раз больше, подытожил В. Воробьев. Для того, чтобы получить столь серьезный выигрыш, понадобилось упростить путь от идеи до ее реализации, предложить людям адекватное вознаграждение, которое можно получить быстро и без проволочек.

Эдуард ТРОШИН