Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ХОЛОДНО, МЕСТАМИ ЗАМОРОЗКИ

Деловой климат в стране пока не потеплел
Деловой климат в стране пока не потеплел

Несмотря на некоторые положительные тенденции предпринимательский климат в Беларуси остается сложным. Такой вывод сделала Международная финансовая корпорация (МФК), исследовав деловую среду нашей страны в 2004г. Исследование, которое было недавно представлено правительству, проводилось в феврале-марте 2005г. и было уже четвертым за последние несколько лет. В нем приняли участие 1200 субъектов хозяйствования из всех отраслей экономики и областей Беларуси (вдвое больше, чем в предыдущем), в т.ч. 1 тыс. - малые и средние предприятия и 200 - индивидуальные предприниматели. Опрос проводился среди руководителей либо заместителей, которые по мере необходимости могли привлекать других специалистов.

Целью исследования было определение уровня административной нагрузки на малый и средний бизнес в Беларуси и подготовка рекомендаций государственным органам по улучшению бизнес-среды, рассказал журналистам глава представительства МФК в Беларуси Иван Иванов. Он сообщил, что в диалоге с правительством удалось перейти на более конструктивную стадию. Если раньше к результатам исследований было во многом скептическое отношение, мол, откуда такие цифры, то в нынешнем году таких вопросов уже не было, сообщил он. "Мы представляем объективную картину делового климата в стране и считаем, что это очень хорошая база для принятия дальнейших решений со стороны правительства. Аналогичные исследования проводятся в других странах СНГ (Узбекистане, Таджикистане, Украине и Грузии), и многие вопросы там были решены благодаря помощи МФК", - отметил И.Иванов.

По подсчетам экспертов МФК, в малом и среднем бизнесе (МСБ) сегодня занято порядка 1 млн. человек, что составляет 25% от экономически активного населения страны. Однако его вклад в формирование ВВП пока не велик - около 9% (для сравнения: в Узбекистане - 36,7%, в Швеции - 57%).

Среди позитивных изменений, произошедших в 2004г. по сравнению с 2003г., эксперты МФК отметили снижение количества лицензий на одно предприятие (две вместо трех), а также лицензируемых предприятий (с 88% до 73%), уменьшение количества проверяемых предприятий (с 90% до 66%). Средняя продолжительность всех проверок снизилась с 60 до 24 дней. Кроме того, в Беларуси сохраняется самый низкий уровень неофициальных платежей по сравнению с другими странами СНГ.

Однако несмотря на это более 50% представителей МСБ считают, что в 2004г. условия ведения бизнеса ухудшились. В первую очередь это связано с огромным числом нормативных актов (их более 1 тыс.), в которые в минувшем году было внесено более 2 тыс. (!) изменений. Прохождение административных процедур (регистрация, получение разрешений, лицензирование, проверки, сертификация, администрирование налогообложения) оказалось сложным для большинства предпринимателей.

Регистрация

Для регистрации бизнеса предпринимателю требуется пройти как минимум 10 инстанций и собрать не менее 13 пакетов документов. В среднем процедура занимает 66 рабочих дней и обходится в 746 USD. Из этой суммы сама госпошлина за регистрацию составляет 78 USD. Все остальные затраты являются дополнительными. Так, для общества с ограниченной ответственностью с двумя учредителями согласование наименования обойдется в 11 USD, нотариальное заверение учредительных документов будет стоить 230 USD, нотариальное заверение копий учредительных документов - 285 USD, разрешение на изготовление печати - 11USD, печать - 20 USD, удостоверение руководителя - 11 USD, банковская карточка с двумя подписями - 90 USD.

Кроме того, еще не успев открыть свое дело, предприниматель может получить штраф в размере почти 2тыс. USD за несвоевременную постановку на учет в различных инстанциях (налоговой инспекции, фонде соцзащиты, Белгосстрахе), а также начав работать без УНН или вовремя не представив статистические отчеты в органы статистики.

Для упрощения регистрации субъектов хозяйствования эксперты МФК предлагают правительству ввести принцип "одного окна", что, впрочем, уже обсуждается и на высшем уровне. Кроме того, необходимо отменить нотариальное оформление учредительных документов и включение в учредительные документы видов деятельности. Оформление этих документов обходится предпринимателю слишком дорого - в 515 USD. Внесение изменений и дополнений в учредительные документы должно быть уведомительным, а не разрешительным, считают эксперты МФК.

Следующим шагом должно стать принятие закона о государственной регистрации (он уже разработан в рамках совместного проекта правительства и Программы развития ООН), в котором предполагается заявительный принцип регистрации с единым регистрирующим органом.

Разрешения

К разрешениям следует относить различные согласования, справки, экспертизы, то есть все, что требует подписи в органах госуправления, а таким правом обладают более 50ведомств, уточнили эксперты МФК. Согласно опросу разрешения в 2004 г. получали порядка 50% субъектов хозяйствования, а в среднем их требовалось шесть. Причем для того чтобы получить все разрешения, можно потратить около года. Самыми "разрешающими" по охвату предприятий органами являются санэпидемстанция (СЭС), пожарный надзор, местные органы власти, охрана труда, энергонадзор и охрана окружающей среды. Многие руководители предприятий, участвовавшие в опросе, говорили, что держат в штате специального сотрудника, чья работа заключается в том, чтобы ходить по инстанциям и получать различные разрешения и справки. В отличие от других процедур информацию о количестве разрешений и где их можно получить найти практически невозможно, отмечали предприниматели. Предсказать, какая справка потребуется в очередной раз, тоже нельзя. В качестве примера эксперты МФК привели процедуру получения разрешений для открытия кафе в арендуемом помещении. Для этого субъекту хозяйствования потребовалось 19 (!) различных согласований.

Выходом из положения стала бы разработка проекта закона о разрешительной системе, в котором был бы единый реестр учета выданных разрешений; запрет о выдаче разрешений, которые не предусмотрены законами; унифицированы требования к нормативным актам, определяющим порядок выдачи разрешений; поручение Совету Министров пересмотреть законодательство, устанавливающее стандарты и нормы. Однако подготовка такого закона - процесс длительный, отмечают эксперты МФК, поэтому на первых порах предлагается хотя бы детально прописать алгоритм получения разрешений для самых типичных видов деятельности и размещения объектов.

Лицензирование

В 2004 г. эта процедура, по мнению субъектов хозяйствования, стала менее дорогой, но более продолжительной. Так, средняя стоимость одной лицензии снизилась за год с 260 до 217 USD, в то время как срок ее выдачи возрос с 39 до 45дней. При этом более 70% предприятий оценивают процедуру лицензирования как сложную, отмечая среди основных (в порядке убывания) такие причины: большое количество требуемых документов, длительный срок, неясность требований, отсутствие информации о процедуре. Самыми популярными среди субъектов хозяйствования видами лицензий остаются лицензия на розничную торговлю и общественное питание (54% от общего числа), на проектирование и строительство зданий и сооружений (15%) и на перевозку пассажиров и грузов (13%). Например, получение лицензии на розничную торговлю занимает 3 месяца и требует 19 документов. Чтобы продлить действующую лицензию транспортному предприятию по перевозке пассажиров, в котором работает 30 водителей, необходимо представить пакет документов из 350 страниц. Впрочем, сложности с лицензированием эксперты объясняют и тем обстоятельством, что 2004 г. был переломным: субъекты хозяйствования меняли бланки лицензии, не до конца четкой процедуру представляли и лицензирующие органы.

Рекомендации МФК по этой проблеме сводятся к следующему: упразднить лицензии на виды деятельности, которые не угрожают окружающей среде, здоровью граждан, госбезопасности; свести лицензионные требования к подтверждению способности предприятия заниматься данным видом деятельности; предусмотреть исчерпывающий перечень документов, требуемых для получения лицензии; отменить требование предоставлять полный пакет документов при продлении лицензии.

Сертификация

В этой сфере также произошли некоторые подвижки: сертификация стала менее массовой, продолжительной и дорогостоящей. Количество предприятий, проходивших обязательную сертификацию, уменьшилось с 43% в 2003г. до 32% в 2004г., стоимость одного документа на партию товара снизилась с 214 до 157 USD, а продолжительность оформления - с 22 до 19дней. Наиболее часто предприятиям приходится оформлять сертификат на партию товара, на серийную продукцию белорусского производства и на серийную импортную продукцию.

МФК предлагает улучшить информирование субъектов хозяйствования о преимуществах использования декларирования соответствия как упрощенной формы обязательной сертификации; расширить перечень продукции, сертификация которых может осуществляться в форме декларирования соответствия; распространить имеющиеся упрощенные процедуры на более широкий круг субъектов хозяйствования.

Налогообложение

73% опрошенных субъектов хозяйствования считают нынешнее налогообложение сложным и очень сложным. Основными проблемами были названы (в порядке убывания) запутанное законодательство, несогласованность нормативных документов МНС и Минфина, большое количество форм налоговой отчетности, частые изменения законодательства, большое количество мелких налогов и сборов. При этом участники опросов жаловались на то, что "в одном документе написано одно, в другом - другое", "в каждой налоговой инспекции свои определенные правила", отметили эксперты МФК. Только 4% предприятий используют упрощенную систему налогообложения. Препятствием для остальных является разрешительный порядок перехода, заниженные требования к объему выручки и численности работников.

Суть рекомендаций МФК: вводить в действие изменения в налоговое законодательство только с 1 января следующего года или предусмотреть шестимесячный адаптационный период; согласовать нормативные акты МНС и Минфина; увеличить количественные критерии, а также ввести заявительный принцип применения упрощенной системы налогообложения; упразднить мелкие налоги и сборы; упразднить требования отчитываться по неуплачиваемым налогам, а также увеличить периоды налоговых выплат по каждому налогу.

Проверки

В этой сфере произошли наиболее значительные позитивные изменения для предпринимателей. Количество предприятий, подвергавшихся проверкам, снизилось с 90% в 2003г. до 66% в 2004г. Среднее число проверок на одно предприятие в год снизилось с 12 до 10, а средняя продолжительность всех проверок сократилась с 60 до 24 дней. Такие подвижки произошли во многом благодаря Совету по координации деятельности контролирующих органов, считают эксперты МФК. Между тем 70% респондентов назвали процедуру проверок сложной, отмечая чрезмерные полномочия проверяющих органов (пожарный надзор, налоговая инспекция, СЭС, фонд соцзащиты), неадекватность санкций допущенным нарушениям, отсутствие детализированной и понятной процедуры проведения проверок. По данным опроса, более 90% санкций составляют штрафы. Руководители предприятий отмечали, что в случае, если одна проверка не нашла никаких нарушений, очень скоро ей на смену придет другая, которая проверит, почему предыдущая ничего не нашла.

Эксперты МФК предлагают принять закон "Об основах государственного контроля (надзора)", в котором будут унифицированы процедуры проверок для всех органов и оговорена ответственность контролирующих органов за ущерб, причиненный неправомерными действиями. Кроме того, исключить дублирование контрольных полномочий и подготовить информационный бюллетень о правах и обязанностях проверяющих и проверяемых.

Регулирование ценообразования

60% от принявших участие в опросе предприятий отметили, что цены на их продукцию регулируются государством. В наибольшей степени этому подвержены субъекты хозяйствования, работающие в строительстве, торговле и общественном питании, на транспорте, в связи и промышленности. Однако то, что подобное административное вмешательство не является эффективным инструментом сдерживания роста цен, подтверждает пример с ценами на жилье. Стоимость квадратного метра строящегося жилья в Минске за последние два года возросла как минимум  в два раза, отмечают эксперты МФК. Почти 80% руководителей назвали регулирование цен препятствием для развития предприятия, так как оно ограничивает накопление капитала, не учитывает инфляцию, а также увеличивает непроизводственные затраты и документооборот. По мнению одного из опрашиваемых, "предприятия насильно загоняют в темные схемы и вынуждают выводить деньги из легального оборота".

Для решения проблемы эксперты предлагают отказаться от прямого регулирования цен на все виды продукции, за исключением цен на продукцию естественных монополий и цен на ограниченный перечень товаров первой необходимости, а также перейти к адресной поддержке социально незащищенных групп населения, что имеет место в странах Западной Европы.

По мнению эксперта по правовым вопросам МФК Валерия Фадеева, у правительства сейчас отсутствует четкая программа по развитию предпринимательства, которая бы последовательно выполнялась. До недавнего времени таким стратегическим документом можно было назвать Комплекс мер, утвержденный Советом Министров в декабре 2003г. Если бы запланированные в нем на 2004г. меры были выполнены, деловая среда в стране значительно бы улучшилась, считает эксперт. Однако реализация многих предложений проходила с трудом и непоследовательно. В течение минувшего года упомянутый документ корректировался четыре раза, ряд важных пунктов был изменен либо вовсе исключен (например, о бесплатной передаче юридическим лицам и ИП неиспользуемых зданий на территории бывших военных городков). В итоге из предусмотренных 35пунктов выполнены только 10. "В очередной раз не была использована возможность переломить негативные тенденции в развитии малого бизнеса", - подытожил В.Фадеев.