$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ХОЛДИНГИ: ЛЬГОТИРУЕМЫЕ И НЕКОНСОЛИДИРУЕМЫЕ©

16.05.2014

Правительство сообщило о внесении на рассмотрение Президенту проекта указа, предусматривающего значительные изменения в регулировании работы холдингов в Беларуси, призванные повысить эффективность их деятельности. Однако некоторые из предлагаемых новшеств могут помешать как движению к такой благой цели, так и возможности узнать о ее достижении.

Напомним, сегодня ни в Указе Президента от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», ни в налоговом законодательстве не установлены единые подходы к налогообложению холдингов, создаваемых по решению властей. До сих пор они получали налоговые льготы в индивидуальном порядке. Например, Указом от 30.08.2011 № 388 участники холдинга «Автокомпоненты» освобождены от НДС при передаче товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, имущественных прав и объектов аренды в пределах холдинга, а безвозмездная передача активов по решению управляющей компании в пределах холдинга не включается в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль. Теперь эти вопросы решено, наконец, унифицировать. Так, планируется исключить ряд ограничений, действующих при освобождении безвозмездной передачи имущества в рамках холдинга от налога на прибыль, в т.ч. связанных с наличием доли управляющей компании холдинга в уставном фонде дочерней организации в размере более 50%, и позволить применять данную льготу участникам, использующим иные льготы по налогу на прибыль или применяющим особые режимы налогообложения. Участники холдинга будут освобождены от уплаты единого налога для производителей сельхозпродукции при безвозмездной передаче имущества, а также от НДС при безвозмездной передаче основных средств, машин и оборудования внутри холдинга (в дальнейшем обещается расширить список активов).

Можно лишь гадать, почему это нельзя было сделать 3 года назад в Налоговом кодексе и почему власти в очередной раз отложили введение механизма консолидированной уплаты холдингами налога на прибыль, пообещав решить этот вопрос «со временем».

Планируется отменить излишние требования о необходимости изменения наименования управляющей компании холдинга (УКХ), предоставить им право направлять средства централизованного фонда на займы дочерним компаниям и централизованные закупки основных средств. Одновременно в холдингах все находящиеся в собственности государства акции (доли в уставных фондах) будут передаваться в УКХ, что исключит двойной контроль над дочерними компаниями.

ВЕСЬМА любопытно предложение позволить УКХ самим определять, составлять им консолидированную бухгалтерскую отчетность или нет, поскольку она «не всегда востребована, в связи с чем расходы по выполнению данных требований являются неоправданными».

Итак, в холдингах и министерствах не видят необходимости в такой отчетности, составлять которую требует Указ № 660 в пункте 13 (интересно, что именно под этим мистическим числом у нас часто закреплены самые «невезучие» правовые нормы, начиная с вопроса о собственности в Конституции), а также Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (надо полагать, для холдингов часть его норм применяться не будет). Понятно, что любая работа, результат которой не востребован, раздражает. К тому же до сих пор в республике не утверждены правила составления консолидированной отчетности, которые, заметим, существенно сложнее, чем построчное сложение одноименных показателей балансов и отчетов о прибылях и убытках всех участников холдинга. Не проще ли избавить бухгалтерии УКХ от лишних хлопот, раз уж никто не знает, кому и зачем они нужны.

А вдруг этот труд все-таки пригодится? Беларусь — одна из немногих стран в мире, где группа компаний признается холдингом только в случае госрегистрации, а не по факту интегрированности своей структуры. Во всем мире группы, связанные общим контролем, определяют свои совокупные финансовые результаты по правилам консолидации, которые наиболее полно описаны в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Потребность в получении такой информации заставила россиян принять закон от 27.07.2010 № 08-ФЗ «О консолидированной отчетности», обязывающий банки, страховые организации, инвестфонды, ОАО и ряд федеральных унитарных предприятий составлять консолидированную отчетность по МСФО. Впрочем, задолго до их появления банки и крупные российские компании, являющиеся по сути типичными холдингами, составляли такую отчетность для предъявления собственникам, внешним и внутренним инвесторам — как обязательный элемент корпоративного управления. Именно на основании такой отчетности принимаются управленческие и инвестиционные решения, определяются система премирования, ключевые показатели деятельности группы компаний в целом и оценка эффективности менеджмента, проводится размещение ценных бумаг на мировых фондовых биржах. Публикация консолидированной отчетности положительно влияет на рыночные позиции компании, котировку ее акций и капитализацию.

ВСЕ ЭТО вряд ли является аргументов для белорусских предприятий — присутствие на фондовом рынке и корпоративная культура им мало интересны, а обещания когда-нибудь выйти на IPO вряд ли воспринимаются всерьез. Поэтому задумаемся о более реальных вещах. Начиная кампанию «холдингизации», белорусские власти много говорили о пользе, которую это принесет — повышение инвестиционной привлекательности объединяемых предприятий, синергическом эффекте и т.п. При этом никто не уточнил, как конкретно проявят себя эти явления и чем они измеряются. Более того, лишь через 2,5 года после принятия Указа № 660 в него было внесено изменение, требующее составлять организационно-экономическое обоснование создания холдинга с участием государства, которое должно включать цели и задачи его создания, сведения о составе его участников на основе анализа их организационно-управленческого, производственного, финансового, кадрового потенциала с обоснованием целесообразности включения каждого из них в холдинг, проект организационной структуры управления, включая обоснование выбора управляющей компании, а также прогноз эффективности деятельности, в т.ч. инвестиционного потенциала, возможности участия в международной интеграции. Кроме того, управляющим компаниям было предписано разработать стратегии развития холдингов, а вышестоящим министерствам и ведомствам — ежегодно осуществлять мониторинг реализации этих стратегий, информировать о результатах Минэкономики, которое должно ежегодно до 1 июня представлять в Совмин аналитическую информацию с предложениями об устранении выявленных недостатков и повышении эффективности деятельности холдингов.

Но чтобы оценить эффективность, нужно как минимум иметь показатели, которыми она измеряется, причем по возможности надежные и наглядные. Именно для их получения требуется консолидированная отчетность, отражающая финансовое состояние и положение холдинга с учетом всех входящих в него компаний. Эти данные позволяют провести анализ, оценить достижение целей, синергию и эффективность работы холдинга, а также его руководства, что является основой для его премирования.

КСТАТИ, проектом указа планируется выплачивать вознаграждение представителям государства в размере, определенном общим собранием акционеров для выплаты всем иным членам наблюдательного совета, а также руководителей УКХ в виде дополнительного годового бонуса в размере до 2% полученного по итогам года совокупного прироста чистой прибыли по холдингу, но не более 15 окладов. В сочетании с повышением коэффициента соотношения средней зарплаты руководителей УКХ и средней зарплаты по холдингу с 6 до 8 такие меры несколько повысят если не мотивацию, то благосостояние топ-менеджмента. Но «совокупный прирост», если он будет определяться простым суммированием финансовых результатов участников холдинга без элиминирования внутригрупповой прибыли, — относительно удобный, но фиктивный показатель, не имеющий экономического смысла. Поэтому отказ от обязательного составления консолидированной отчетности и заявление об ее «невостребованности» наводит на мысль о незрелости отечественного менеджмента и корпоративного управления. А также о том, что чиновникам и руководству УКХ совершенно неинтересно, эффективны ли на самом деле холдинги и есть ли в них слабые звенья. Ведь создавались эти структуры по указанию свыше, реорганизовывать их без крайней нужды не станут, об «институциональных преобразованиях в экономике» отчитались. Если случайно появится на горизонте зарубежный инвестор, для него, так и быть, отчетность составим. А для внутреннего употребления лучше лишний раз не напрягаться...

Леонид ФРИДКИН