Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Холдинг концерна слаще

К исходу III квартала года потребление продукции отечественной кондитерской промышленности, по данным Минстата, снизилось в Беларуси по сравнению с прошлым годом на 5,1% и составило на душу населения 6,4 против 6,7 кг. При этом одним из флагманов отр...
К исходу III квартала года потребление продукции отечественной кондитерской промышленности, по данным Минстата, снизилось в Беларуси по сравнению с прошлым годом на 5,1% и составило на душу населения 6,4 против 6,7 кг. При этом одним из флагманов отрасли -- ОАО "Коммунарка" -- реализовано ее меньше на 17,6%, другим -- СП ОАО "Спартак" -- на 10%. Хуже (-6%) стали покупать белорусы и сладости кондитерской фабрики "Красный Мозырянин". В то же время увеличились объемы продаж на белорусском рынке продукции зарубежных, в первую очередь российских производителей.

ОСНОВНЫМИ причинами такого явления генеральный директор "Спартака" Людмила СУСИДА во время недавней встречи с журналистами назвала снижение покупательной способности населения (плохо "идут" дорогие конфеты) и рост конкурентоспособности российских сладостей. Кондитеры России в последнее время взяли курс на объединение в единых структурах (холдингах) сырьевой базы и финансов, что дает возможность выпускать более дешевую продукцию, активнее продвигать ее на рынки соседних государств. Поджимают и другие производители: есть сведения, что свой торговый дом в Минске собирается открыть известная фирма Nеstlе.

Разговоры о создании холдинга "Белорусские сладости", в состав которого, по замыслу, войдут не только перечисленные выше отечественные предприятия, но и один из банков и сахарных заводов страны, а также Рогачевский молочно-консервный комбинат, ходят давно. В последнее время идея, несмотря на смену руководства "Белгоспищепрома", в недрах которого она родилась, приобрела новых сторонников. Более того, оба события можно считать звеньями одной цепи, с помощью которой руководство концерна намерено вытянуть из кризиса "конфетную" подотрасль. Как поведала Людмила Николаевна, недавно в концерне состоялось очередное совещание, на котором было продолжено обсуждение проблем кондитеров, в частности, условий вхождения в холдинг "Красного Мозырянина". Предполагается, что работа по юридическому оформлению новой структуры завершится к середине лета будущего года.

Впрочем, заместитель президента концерна "Белгоспищепром" Григорий ПЕТКЕВИЧ, к которому корреспондент "НЭГ" обратился за комментарием, считает обсуждение этой темы преждевременным, хотя в принципе согласен, что схему управления отраслью надо менять. Однако решения о ее реорганизации, статусе входящих в концерн предприятий и т.д. принимаются не директорами, а собраниями акционеров или наблюдательными советами с участием государства, доля акций которого в уставном фонде "тройки" составляет соответственно 2,6, 13,1 и 50,2%.

Торопиться с этой работой заставляет непростое финансовое положение самих предприятий. Неплатежи "Спартаку" на сегодняшний день достигли 7 млрд. руб., 3,2 млрд. из них -- просроченная задолженность. Одна только потребкооперация задолжала более 1,5 млрд. руб. Кредиторская задолженность СП больше дебиторской на 0,1%. Дорожает сырье, которое в себестоимости готовой продукции составляет до 40% и которое "Спартак " в основном приобретает за валюту. "Выкручиваются" за счет вала -- ежегодно реализуют до 40 тыс. тонн продукции. Одно время продавали ее на российском рынке по ценам ниже себестоимости, сейчас ситуация несколько улучшилась.

Впрочем, "Спартак" поддерживает на плаву надежный американский инвестор (38% уставного капитала), который последние два года предоставляет предприятию ежегодный товарный беспроцентный кредит на 2 млн.USD с рассрочкой платежа, что помогает не только стабильно работать, но и содержать социальную сферу (базу отдыха, общежития, детский сад и другие объекты), модернизировать производство. В прошлом году изыскали 987 тыс. USD и приобрели германскую линию для изготовления пористого шоколада. В планах -- покупка оборудования для упаковки ассорти и еще одной линии по производству конфет.

Сегодня ассортимент продукции предприятия -- свыше 300 наименований. При этом рецептура на 80% состоит из разработок местных технологов, 113 наименований защищены товарными знаками. Между тем, чем обширнее номенклатура, тем больше требуется оборудования. Его сокращение -- еще один аргумент в пользу холдинга: каждое из предприятий будет выпускать то, что у него в силу технологических и других особенностей получается вкуснее и дешевле. У минчан это конфеты "Белочка", "Красная шапочка" и ряд других, у гомельчан "Трюфели", "Аэрофлотские"... Появится возможность создать единую дилерскую сеть, проводить согласованную ценовую политику, выручать друг друга при перебоях в поставках сырья, не дублировать при освоении новых видов продукции...

С созданием холдинга его доля продаж на отечественном рынке сладкой продукции составит 42--43%. Не станет ли это стимулом к ценовому диктату?

Но и сегодня, парирует Людмила Николаевна, "Спартак" является монополистом в производстве карамели, вафель, печенья и некоторых видов шоколадной продукции, однако пользоваться своим правом на 20% рентабельности не может -- сегодня она по основному производству едва достигает 10%. Цены на продукцию будут формироваться на уровне других производителей -- иначе ее никто не возьмет. Инициировать какие-либо запретительные меры в отношении конкурентов и нецивилизованную "защиту" отечественного рынка руководство будущего холдинга не собирается -- оно готово к свободному рынку.

Одним из основных козырей гомельчане считают высокое качество своей продукции. Весной прошлого года предприятие получило сертификат соответствия требованиям международного стандарта ИСО 9001 и вот уже дважды удостаивается наград отечественного Госкомитета по стандартизации, метрологии и сертификации. В прошлом году "Спартак" получил на Международной выставке кондитеров в Кёльне, приз "Золотая Арка Европы" и приглашение вступить в эту уважаемую организацию..

Высоким спросом пользуются гомельские карамель, печенье, вафли. Их, по словам гендиректора, знает вся республика. Примечательно, что вафельный цех фабрики уже три года работает без остановки на капремонт -- просто некогда.

Несмотря на снижение спроса, гомельчане все-таки надеются выйти на объем производства и продаж 2001г.

Предпосылки к этому есть: если в середине года запас готовой продукции на складах к уровню ее месячного производства составлял 85%, то сейчас (скорее всего, в преддверии новогоднего бума) сократился до 25%. (К слову, общие складские запасы кондитерских изделий у производителей страны по состоянию на 1 октября были равны, по сведениям Минстата, 5,5 тыс. тонн, что на 1,2 тыс. тонн больше чем на ту же дату прошлого года. Возросли они -- на 0,4 тыс. тонн -- и на предприятиях торговли). При этом 60% продукции идет на внутренний рынок, остальное (на сумму примерно 1,2 млн.USD в месяц) на экспорт, прежде всего в Россию (37%), в Англию, Чехию, страны Балтии, Германию, США. Если с созданием холдинга объемы производства не сократятся, следовательно, сохранится и коллектив.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений