Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5043
EUR:
2.6212
RUB:
3.9928
Золото:
146.98
Серебро:
1.74
Платина:
74.8
Палладий:
160.23
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Хочешь жить и работать спокойно — заплати

Об ответственности плательщиков страховых взносов
Об ответственности плательщиков страховых взносов

Для нормального функционирования системы государственного социального страхования необходимо регулярное и полное поступление страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее -- Фонд). Одним из важных правовых средств обеспечения указанных поступлений является юридическая ответственность плательщиков страховых взносов.

В качестве плательщиков страховых взносов в Фонд выступают:

-- работодатели -- юридические лица (включая иностранные юрлица, осуществляющие деятельность на территории РБ), их представительства, филиалы и физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее -- гражданско-правовой договор), а также юрлица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юрлицах;

-- работающие граждане -- граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юрлицах^1;

-- физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, -- индивидуальные предприниматели и творческие работники.

Для отдельных категорий лиц установлен добровольный порядок госсоцстрахования. При условии уплаты страховых взносов такое страхование распространяется на:

-- граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у физических лиц;

-- творческих работников;

-- иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в РБ, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями (ИП);

-- ИП, которые:

одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, и за которых уплачиваются обязательные страховые взносы;

являются получателями пенсий и (или) пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

обучаются на дневной форме в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Указанные лица, изъявившие желание пользоваться системой госсоцстрахования и зарегистрированные в качестве субъектов уплаты страховых взносов, приобретают все права и обязанности плательщиков, в т.ч. обязанность в полном объеме и в установленные сроки начислять и перечислять платежи в Фонд. Естественно, на них распространяется и ответственность, установленная законодательством.

В отношении плательщиков страховых взносов (их должностных лиц) применяются различные виды юридической ответственности: экономическая, административная, дисциплинарная.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ меры воздействия предусмотрены Положением об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утв. Указом Президента от 5.06.2000г. N 318 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты" (далее -- Положение). Они определены в форме финансовых санкций -- пени и штрафа. Исходя из гражданско-правового законодательства, пеня и штраф выступают как способ обеспечения исполнения обязательств. Поэтому правомерно, на наш взгляд, считать эти категории применительно к правоотношениям между органами Фонда и плательщиками страховых взносов одновременно как финансовые санкции и как способ обеспечения исполнения обязательств по государственному пенсионному и соцстрахованию.

Основная масса плательщиков (за исключением отдельных категорий) должна уплачивать страховые взносы не реже 2 раз в месяц -- в дни выплаты зарплаты за первую и вторую половину месяца. При этом форма и способы выплат, осуществляемых в пользу работников, не имеют значения. Окончательный расчет по платежам в Фонд за истекший месяц производится не позднее дня, установленного для выплаты зарплаты за вторую половину месяца. Невнесенная в установленный срок сумма платежей (кроме пени, иных финансовых санкций и административных штрафов) независимо от причины, по которой плательщик не перечислил ее своевременно, является недоимкой. К недоимке относится и сумма задолженности плательщика по платежам в Фонд, выявленная при проверке правильности начисления и уплаты обязательных страховых взносов, а также расходования средств Фонда, в т.ч. при сдаче отчетности в органы Фонда по месту регистрации. Пеня определяется за каждый день просрочки (включая день уплаты) в размере 0,2% от суммы недоимки.

При несвоевременной уплате платежей в Фонд плательщиками, финансируемыми за счет средств республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства, начисление пени производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на выплаты своим работникам. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банка платежей на счета органов Фонда банк уплачивает пеню в размере двукратной учетной ставки Нацбанка от неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты. С плательщика за эти дни пеня не взимается.

За нарушение сроков регистрации в качестве плательщика в органах Фонда с плательщика взыскивается 10% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Штраф как финансовая санкция применяется при наличии следующих нарушений:

-- сокрытие, занижение суммы выплат, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы. В этом случае в доход Фонда взыскивается вся сумма недоначисленных страховых взносов и штраф в двойном размере от суммы доначисленных страховых взносов с применением установленного тарифа страховых взносов для данной категории плательщиков;

-- неуплата страховых взносов ИП после истечения периодов, когда на них распространялся добровольный порядок уплаты страховых взносов (выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, обучения на дневной форме в учреждениях образования и т.д.). При данном нарушении взыскивается причитающаяся к уплате сумма страховых взносов, исчисленная в установленных размерах, и штраф в размере этой же суммы;

-- непредставление в отделение связи, банк (органы казначейства) платежных документов на перечисление в полной сумме платежей в Фонд в установленные сроки. При наличии этого нарушения взыскивается штраф в размере 10% суммы, причитающейся к уплате;

-- несвоевременное представление в органы Фонда отчетности. В этом случае налагается штраф в размере 10% суммы страховых взносов, начисленных за отчетный квартал.

Уплата начисленных по результатам проверок штрафов и иных финансовых санкций, а также доначисленных сумм платежей и не принятых к зачету расходов производится в Фонд в 10-дневный срок со дня составления акта проверки.

Законодательство предусматривает различные средства выявления финансовых правонарушений и исполнения санкций. Это наличие контрольно-ревизионной службы в органах Фонда; наделение широкими правами уполномоченных должностных лиц органов Фонда по применению финансовых санкций; освобождение Фонда от уплаты госпошлины за подачу в суд заявлений по искам о взыскании обязательных страховых взносов и иных платежей и другие. Одним из действенных способов является взыскание в бесспорном порядке по распоряжению (постановлению) уполномоченных должностных лиц органов Фонда недоимки вместе с начисленными пеней, суммами иных финансовых санкций и административных штрафов со всех, в том числе валютных, счетов (кроме ссудных, спецссудных, корреспондентских счетов, счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и счетов, предназначенных для учета средств Фонда) плательщиков -- юридических лиц. Что касается плательщиков -- физических лиц, то указанные выше суммы взыскиваются с них по решению суда (в случае отказа уплатить их в добровольном порядке).

При отсутствии денежных средств на счетах плательщиков причитающиеся платежи в Фонд взыскиваются в бесспорном порядке по распоряжению органов Фонда со счетов их дебиторов, а в случае отсутствия их и на счетах дебиторов взыскание недоимки, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов обращается на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством.

Основанием для наложения финансовых санкций являются факты вскрытых нарушений, которые должны быть отражены в актах (справках) проверок. Порядок организации и проведения проверок плательщиков органами Фонда отражен в Инструкции, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 4.03.2002г. N 26. Полагаем, что любой плательщик должен быть знаком с этим нормативным правовым актом, поскольку в нем отражены не только его отдельные права и обязанности, но и порядок обжалования решения о применении финансовых санкций. Такое решение в 5-дневный срок со дня его вынесения должно быть направлено плательщику, в отношении которого оно вынесено. Постановление (распоряжение) о применении финансовых санкций может быть обжаловано плательщиком в вышестоящий орган Фонда в 5-дневный срок со дня его получения. Должностное лицо вышестоящего органа Фонда обязано рассмотреть жалобу в 30-дневный срок со дня ее поступления и решить: оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения; отменить решение полностью или частично; отменить постановление (распоряжение) и назначить дополнительную проверку. Копия решения по жалобе в 5-дневный срок со дня его вынесения высылается плательщику. При несогласии с полученным решением плательщик вправе обратиться в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании решения вышестоящего органа Фонда недействительным. Такой иск может быть предъявлен в течение одного года со дня вынесения решения.

Пример 1. В ходе проверки организации районным отделом Фонда установлено сокрытие фонда заработной платы, что привело к недоимке в размере 118816 руб. К плательщику страховых взносов применены следующие финансовые санкции: пеня в размере 22485 руб. (0,2% от суммы недоимки за каждый день просрочки) и штраф 231030 руб. (в двойном размере от суммы доначисленных страховых взносов с применением установленного тарифа страховых взносов для данной категории плательщиков).

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ответственность плательщиков (должностных лиц) установлена п.24 Положения, а также ст.ст.155.10--155.12 Кодекса об административных правонарушениях. Субъектами такой ответственности являются должностные лица плательщиков -- юридических лиц, их представительств и филиалов, ИП и граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.

Административное взыскание за правонарушение в области госсоцстрахования применяется в виде штрафа. В случае нарушения установленных сроков регистрации в качестве плательщиков страховых взносов в органах Фонда может быть наложен штраф в размере от 1 до 3 базовых величин. Аналогичное наказание предусмотрено и за непредставление в установленные сроки в органы Фонда отчетов и иных материалов, связанных с уплатой страховых взносов.

Более высокий размер административного штрафа (от 2 до 5 базовых величин) применяется за сокрытие, занижение суммы заработной платы и доходов при начислении страховых взносов в Фонд.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Фонда имеют право: руководитель Фонда социальной защиты населения, его заместители, начальники (их заместители) областных (Минского городского) управлений Фонда, начальники (их заместители) городских и районных, районных в городах отделов Фонда.

Пример 2. Согласно акту проверки районного отдела Фонда от 31 октября 2003г. предприятием при начислении страховых взносов занижен фонд оплаты труда на 89002 руб. Недоимка составила 32040 руб. Кроме применения финансовых санкций, постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным начальником районного отдела, на главного бухгалтера наложен штраф в размере двух базовых величин (33000 руб.).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ руководителя, других работников юридического лица, связанная с организацией уплаты обязательных страховых взносов, иных платежей в Фонд, порядком их начисления, представления отчетности и т.д., осуществляется в рамках выполнения своих трудовых обязанностей. Следовательно, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником указанных выше полномочий можно расценивать как проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Ст. 198 Трудового кодекса предусматривает следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение (при наличии установленных условий). Для отдельных категорий работников предусмотрены и другие меры дисциплинарного взыскания. В частности, согласно ст. 57 Закона "О государственной службе в Республике Беларусь" к госслужащим помимо указанных выше мер могут применяться предупреждение о неполном служебном соответствии и понижение в классе на срок до 6 месяцев.

К работникам-нарушителям, независимо от применения мер дисциплинарного воздействия могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры, предусмотренные коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами. Следует также иметь в виду, что дисциплинарное взыскание может налагаться безотносительно к административному наказанию за то же правонарушение.

УГОЛОВНАЯ ответственность за нарушение правил осуществления государственного социального страхования должностными лицами плательщиков -- юридических лиц и плательщиками -- физическими лицами в республике не установлена. В отличие от нашего законодательства Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 199) содержит норму, в соответствии с которой уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Более суровая санкция предусмотрена за те же деяния, совершенные повторно, либо группой лиц, либо в особо крупном размере. Следует, правда, сказать, что уголовная ответственность за подобные правонарушения не исключается и по нашему законодательству в рамках преступлений против порядка осуществления экономической деятельности (глава 25 Уголовного кодекса РБ). Например, в соответствии со ст.242 Уголовного кодекса РБ уклонение ИП или должностного лица юрлица от погашения по вступившему в законную силу судебному решению кредиторской задолженности в крупном размере при наличии возможности выполнить обязанность -- наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на тот же срок.