$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

ХОЧЕШЬ РАСТИ - УЧИСЬ©

19.07.2013

По всему миру правительства и центральные банки судорожно ищут рецепт правильного стимулирования экономического роста. Заняты этим и белорусские власти. В Международном валютном фонде решили им помочь и исследовали связь бюджетных расходов и роста. Оказалось, что все просто: долгосрочному росту помогают только расходы на образование.

Многомиллиардные вложения в инфраструктуру, строительство жилья, дешевые кредиты для промышленности, попытки наращивать инновации и экспорт, десятки других стимулирующих бюджетных программ не дают ожидаемого эффекта, выяснили экономисты МВФ. Оказалось, что изменение расходов на оборону, создание инфраструктуры, здравоохранение и социальную защиту мало влияет на долгосрочный рост экономики. Зато у него есть устойчивая связь между расходами на образование, особенно если при этом сокращаются социальные расходы. Однако в последние 40 лет мир идет в противоположном направлении: расходы на образование практически не растут, зато социальные заметно увеличиваются.

Может ли государство ускорить долгосрочные темпы роста экономики, изменив структуру государственных расходов? Чтобы ответить на этот вопрос, экономисты МВФ изучили статистику по 56 странам мира за 1970–2010 годы. В выборку попали развитые, развивающиеся и самые бедные страны мира.

Экономисты разбили все расходы на несколько групп, чтобы отделить чистые расходы от затрат на приобретение нефинансовых активов. В отдельную группу они выделили компенсацию и зарплаты госслужащим.

С функциональной точки зрения все расходы разбиты на 10 групп, не учтены расходы на госзаказ, безопасность и охрану окружающей среды — по ним пока недостаточно информации.

Если разделить все страны из выборки на децили соответственно ВВП на душу населения той или иной страны, то можно оценить изменение каждого компонента расходов.

Страны увеличивают госрасходы по мере роста их ВВП на душу населения до тех пор, пока он не достигнет 20 тыс. USD на душу населения. Затем госрасходы перестают расти и связь роста бюджетных расходов с ростом ВВП пропадает. Величина расходов на оплату труда растет более стабильно, чаще всего рост связан с различными социальными выплатами.

По мере того, как страна богатеет, правительство все реже тратит средства на приобретение нефинансовых активов. Для богатых стран характерны более высокие социальные расходы — это траты на здравоохранение и социальную защиту. При этом с ростом благосостояния расходы на образование, транспорт и связь становятся все меньше.

Для более богатых стран характерен более высокий уровень расходов, хотя они слегка снизились в 2000-е годы. Это связано с тем, что значительная доля транспортной отрасли и связи перешла в частные руки.

Расходы на образование в течение рассматриваемого временного периода были для каждой группы стран стабильны, при этом их доля в ВВП практически равна и для развитых, и для развивающихся стран.

За последние 40 лет значительно выросла доля расходов на социальную защиту и здравоохранение в общих расходах, причем она выше в развитых странах, чем в развивающихся. Эти расходы растут за счет сокращения доли всех остальных, например, на транспорт и связь. Расходы на оборону за этот период существенно сократились благодаря окончанию холодной войны.

С помощью уравнений регрессии экономисты установили, как изменение доли той или иной группы расходов в общих расходах влияет на долгосрочный рост экономики. Временной период они разделили на отрезки по 5 лет, чтобы снизить влияние деловых циклов на результаты. Оказалось, что увеличение доли расходов на приобретение нефинансовых активов на 1% и, соответственно, падение всех остальных расходов увеличивает рост на 1,4% в ближайшие 5 лет. В год темпы роста увеличиваются на 0,27 п.п. Рост расходов в целом отрицательно влияет на общий рост, так как обычно сопровождается увеличением налогов.

Расчеты показали, что значительное влияние на рост экономики имеет рост расходов на образование, особенно когда он происходит за счет сокращения расходов на здравоохранение и других социальных расходов. В целом именно такой путь может обеспечить более быстрый рост экономики в долгосрочной перспективе. Так, рост расходов на образование на 1%, который сопровождается сокращением на 1 п.п. доли социальных расходов, ускоряет рост на 1,09% в течение 5 лет. В год это составляет 0,2 п.п. Эффект будет чуть выше, если компенсирующим фактором выступают расходы на здравоохранение. Интересно, что выявленный МВФ тренд сохраняется в различных условиях и действует для стран на разном уровне развития.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА